Для того чтобы понять, на какие материалы распространяются новые требования закона «О рекламе», необходимо разобраться, что можно отнести к рекламным материалам, а что рекламой не является.
Сразу стоит отметить, что введение новых требований к маркировке рекламы и подаче отчетности в ЕРИР не вносит изменений в понятие и квалификацию самого термина, не изменяет список исключений, а также специальные требования к рекламированию отдельных видов товаров.
Все это уже прописано в ст.3 ФЗ «О рекламе». Согласно закону, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом объектами рекламирования могут быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, его изготовитель или продавец, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Что рекламой не является
В современном мире формы рекламы существуют совершенно разные, поэтому создать единый и очевидный перечень того, что может относиться к рекламным материалам, практически невозможно.
Здесь мы пробуем отталкиваться от обратного, акцентируя внимания на исключениях, т.е на материалах, которые маркировке не подлежат.
К примеру, закон «О рекламе» (ст.2) дает перечень информации, на которую не распространяется его действие – соответственно, правила о маркировке к таким материалам не применяются.
К такой информации относятся:
справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;

любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Разъяснения о том, что не является рекламой, неоднократно давала и ФАС.
К такой информации, по мнению службы, относятся:
справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), однако, когда на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой;

информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях или товарах (услугах) и сгруппированная по определенным рубрикам;

однотипные сведения о предлагаемых товарах (услугах), наполняющие различные рубрики, размещаемые на сайтах объявлений, например,
www.avito.ru,
cian.ru;

информация о производимых или реализуемых товарах (услугах), размещенная на сайте производителя или продавца (лица, оказывающего данные услуги) или на их страницах в социальных сетях, если эти сведения предназначены для информирования посетителей об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги (в т.ч. о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях).
В ноябре 2022 года ФАС еще раз уточнила, какая информация признается рекламой.
Ведомство подтвердило описанную выше позицию касательно материалов, не относящихся к рекламе. Служба также исключила из зоны действия закона обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке. ФАС при этом уточнила, что если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой.
Особое внимание антимонопольная служба уделила органичным интеграциям (нативная реклама), также исключив их из зоны действия закона. К ним относится упоминание товара, средств его индивидуализации, изготовителя или продавца, которые органично интегрированы в научные или литературные произведения, а также произведения искусства. К рекламе они не относятся в том случае, если упоминания сами по себе не являются сведениями рекламного характера. В качестве примера ФАС приводит упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например, продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах.
При этом ведомство уточняет: если внимание акцентируется на товаре в видеоролике, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения блогера к нему, интеграция уже не является органичной и может быть признана рекламой.
Являются ли пресс-релизы на собственных сайтах рекламой
Касательно последнего из вышеперечисленных пунктов не все так однозначно. К рекламе подобная информация не относится только тогда, когда она оформлена в едином стиле и не привлекает внимание к конкретным товарам. Когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.
Позиция ФАС касательно подобных материалов подкрепляется и заявлениями Роскомнадзора.
Это можно выделить полосой сбоку: Согласно письму от 14.11.2022 г. № 03-100982 «О рассмотрении обращения» пресс-релизы на собственных сайтах могут попасть под маркировку. Более того, практически любая новость, пресс-релиз, статья или интервью, где продукт или юридическое лицо будут выделяться в положительном ключе, могут быть признаны рекламой.
Мнение о том, что пресс-релизы на собственных сайтах в отдельных случаях должны маркироваться, выразил и РКН, при этом оценка материала на предмет его отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется ФАС России, исходя из его содержания и обстоятельств размещения.
Для того чтобы пресс-релиз не был признан рекламным, мы рекомендуем внимательно проверять стиль изложения текста с точки зрения отнесения подачи информации к критериям рекламы перед публикацией. В материалах такого типа стоит рассказывать об уже свершившихся фактах/мероприятиях; не придавать положительный эмоциональный окрас, а наоборот, сделать акцент на нейтральном информационном характере изложения; не привлекать внимание к конкретным товарам и услугам.
Но даже при учете всех этих факторов риски признания материала рекламным остаются, поскольку оценка ФАС разнится в каждом отдельном случае и исходит из совокупности ряда сторонних факторов. К примеру, новости, связанные с брендами, скорее всего, могут быть признаны рекламой и подлежат маркировке.
При наличии сомнений относительно того, является ли материал рекламой или информацией, рекомендуется промаркировать и передать информацию о нем в ЕРИР до появления новых разъяснений или правоприменительной практики.
Кроме того, соответствующий функционал у ОРД на данный момент уже имеется, техническая возможность зарегистрировать саморекламу есть. При этом передается только креатив и статистика — акты или какие-то иные дополнительные документы составлять нет необходимости (т.к. расходы учитываются в текущих), поясняли представители РКН и ФНС.
Различия рекламы и информации: мнение ФАС
Из сложившейся практики и разъяснений ФАС можно попробовать выделить различия в характеристиках понятий «реклама» и «информация»: см. инфографику
Но даже при учете всех этих факторов риски признания материала рекламным остаются, поскольку оценка ФАС разнится в каждом отдельном случае и исходит из совокупности ряда сторонних факторов. К примеру, новости, связанные с брендами, скорее всего, могут быть признаны рекламой и подлежат маркировке.
При наличии сомнений относительно того, является ли материал рекламой или информацией, рекомендуется промаркировать и передать информацию о нем в ЕРИР до появления новых разъяснений или правоприменительной практики.
Кроме того, соответствующий функционал у ОРД на данный момент уже имеется, техническая возможность зарегистрировать саморекламу есть. При этом передается только креатив и статистика — акты или какие-то иные дополнительные документы составлять нет необходимости (т.к. расходы учитываются в текущих), поясняли представители РКН и ФНС.
Различия рекламы и информации: мнение ФАС
Из сложившейся практики и разъяснений ФАС можно попробовать выделить различия в характеристиках понятий «реклама» и «информация»:
Нет комментариев