Самое известное здание-конструктор, которое стало предтечей хай-тека, создал голландский дизайнер мебели Геррит Ритвельд.
Дом-скандал, дом-загадка, дом-закодированное любовное послание. Это, пожалуй, самое знаменитое строение в стиле неопластицизм в 1924 году построил для своей возлюбленной, вдовы Трюс Шрёдер, и ее троих детей архитектор и дизайнер мебели Геррит Ритвельд. Сегодня особняк включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и считается предвестником архитектурного хай-тека.
Заказчица Трюс Шрёдер мечтала об обособленной жизни, незнакомых и новых местах – и зодчий воплотил ее грезы в реальность. В доме нет межкомнатных перегородок, как нет и штор на окнах, а вся мебель – трансформер, складывается за ненадобностью. Площадь двух этажей особняка – 125 кв. м.
Архитектор хотел построить резиденцию из бетона, но это оказалось не по карману, поэтому бетонными оставили балконы, а остальное заменили деревом и кирпичом.
Говорят, что когда автор проекта презентовал свое детище, жители городка возмущались, что дом не впишется в архитектурный ансамбль Утрехта. Фасады здания – это один бесконечный коллаж из линий и плоскостей, где элементы отделяются друг от друга углами и выступами.
Впрочем, зодчему пришлось пойти на попятную и частично перекроить первый этаж, создав там гостиную, кухню и несколько спален. Второй этаж автор заявил, как чердак – и уж тут дал волю фантазии! Помещение меняет облик по желанию владельца: нажал на рычаг – исчезли перегородки, коснулся кнопки – и кресло превратилось в обычную фанерную доску. В доме есть ремешок, потянув за него отодвигаешь дверь, которая ведет на второй этаж.
Дом очень удобен в эксплуатации. Так между кухней и вторым этажом курсирует специальный лифт, который везет еду наверх. В каждой комнате – умывальник и отведено место для керосинки.
Вместо занавесок и штор — цветные фанерные щиты на шарнирах, которые открываются на 90 градусов, не нарушая пространство. Сушилки для полотенец — обычные металлические скобы. А еще наружу выходила специальная труба, по которой можно было общаться с молочником.
Цветовая палитра дома заслуживает отдельной главы. Тут тоже все подчинено удобству: например, кухонные двери там, где больше всего пачкаются, окрашены в черной цвет. А пол на втором этаже весь в цветных - черных, белых и красных – квадратах, повторяет расположение перегородок.
Владелица дома прожила тут 60 лет. Интересен тот факт, что в 1936 году хозяйка сдавала особняк школе Марии Монтессори – дом-трансформер идеально подходил для прикладной методики развития детей.
После смерти Трюс Шрёдер в 1985 году дом отреставрировали. Сегодня это музей, куда попасть можно, записавшись на экскурсию загодя.
Нет комментариев