Запорожская Сечь
Экспансия нового образования начала распространяться на земли, что мы зовем сегодня Украиной. Уже после подписания Унии делегаты от Сейма направились сюда сообщить о «свежей» (крепкой и справедливой) власти. Однако со временем с местными, как говорят, не задалось. Ведь какие-то права «светили» лишь католикам и униатам. А православную религию селян вместе с традициями всех, кто звал себя черниговским «севрюком», «козарином» и «черкасом», местечковые магнаты решили истребить. «Посполитая» демократия была чем-то вроде древнегреческой. Хорошо жили лишь те, кто стал «посполитым» (читай выше). Иные рабы.
Юридически привилегированных этнических литовцев и поляков «крестовый поход» против восточнославянской аутентичности не затронул. Как и все тяготы «панщины» (местной разновидности феодализма). Сей ужас был реализован исключительно на православных.
Именно в таких условиях и появилась Запорожская Сечь! Полития, в рамках которой объединились все униженные и оскорбленные. Те, кто не хотел попасть под «панщину». Та была довольно жестокой и, по словам наблюдателей XVIII в, мало отличалась от обстановки на плантациях юга США. С 1-м словом политонима все понятно – указывает, что курени «несогласных», располагавшихся к югу от порогов Днепра (куда у «посполитой» державы не хватило бы сил дотянуть войска). Да и стоило ли их тянуть, раздразнивая Крымское ханство или Буджак!
Чтобы как-то контролировать лесостепь (про степь разговоров давно не было), королевское войско, магнаты и шляхта договорились внести в стан Запорожской Сечи раздор. Уговорили часть низового казачества на службу «Республике». Записаться в реестр. Таким образом, «реестровые» получили в «одном флаконе» и сохранение традиций, и довольствие…
А что обозначает вторая часть выражения? Что такое «Сечь»? Сечь – военный лагерь на диалекте того самого низового поднепровского казачества («черкасов»). Имеется в виду весь кош (прообраз казачьего городка или станицы). Только теперь он не мобильное (временное) поселение, а укрепленный форт. Термин упоминается еще в 1492 году проезжим писателем Мартином Бельским. Но аборигены говорили Мартину, что так называли укрепления еще их прапрадеды. То есть понятие всплывает из глубины Средних Веков – по крайней мере, с конца XIII века, окончательно решившего судьбу южной Руси.
«Сечью» именовали так называемый «залог» – «поселок охраны» охотничьих и рыболовных угодий, строений мастерских и торговых помещений на Днепровских Порогах. «Черкасы» не боялись вести деятельность летом, зимой расходясь по городам (вроде как на теплые квартиры). Любопытно, что укрепления из частокола (наклоненных заостренных стволов) и у великороссов именовалось заСЕЧной чертой.
Комментарии 67