Идея этой книги зародилась во время полета в самолете, взявшем курс из Москвы на Бугуруслан. В салоне Як-40 собрались бывшие курсанты, направляющиеся на юбилей Бугурусланского летного училища. Те, кто в годы молодости испытывал и поднимал в небо серебристые машины, прокладывал маршруты на все континенты, покорял Северный и Южный полюса, кто вместе с геологами участвовал в освоении нефтегазового комплекса Тюмени и Крайнего Севера. Образно говоря — сама история отечественной авиации в пе¬риод ее расцвета. Почти все — пилоты гражданской авиации, начинавшие в начале 50-х годов свой летный путь из кабины одного из первых отечественных самолетов ГТо-2, чтобы через каких-то двадцать лет пересесть в современные турбовинто¬вые и реактивные самолеты. Более того — испытать и освоить в производственных условиях первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Теперь, собравшись вместе, они вспоминали свое прошлое.
С сожалением говорили, что многое изменилось сегодня в гражданской авиации, но есть еще немало молодых ребят, меч¬тающих стать пилотами. Им интересно, как и какими путями приходили в авиацию люди, покорившие небо, что они думают и как относятся к жизни. И кто был с ними рядом. Не секрет, что в те годы даже девчонки мечтали о небе. Если им не удава¬лось стать летчицами, они все равно стремились выбирать профессии, так или иначе связанные с авиацией: работали радистками, пеленгаторщицами, синоптиками, врачами, медсестрами, бортпроводницами, преподавали в летных училищах.
И сегодня, когда разглядываешь их лица на фотографиях 50-х —60-х годов, то понимаешь, что они были самыми верными подругами воздушных извозчиков. Это благодаря их умению настроить своих мужей на полет, сопереживать и ждать, воспитывать детей, дать дельный совет был обеспечен надежный тыл, который позволил нам летать дальше и дольше.
Наконец самолет коснулся бетонной дорожки аэродрома, и через открывшуюся дверь такой знакомый оренбургский воздух горячей волной окатил прилетевших в город своей молодости.
И сладко, и больно сжималось сердце при виде знакомых улиц, по которым бывшие курсанты направились в сторону Дворца культуры "Юбилейный", где гостеприимные хозяева организовали встречу с работниками училища и общественностью города.
Старые дома, как забытые на вешалках мундиры, еще теснились, напоминая прежние времена, но на передний план уже выдвинулись кирпичной кладки дворцы: новые театр, банк, новое здание педучилища, мечеть. Они заметно изменили облик города, сделав его основательнее и солиднее. "Провинциальный купец" надумал-таки поменять гардероб: вместо серого сукна решил одеться в кирпичного цвета велюр. Жизнь здесь продолжалась. А прилетевшие на встречу ветераны под впечатлением нахлынувших воспоминаний верили и не верили, что спустя много лет они вновь стоят на главной улице города, пытаясь отыскать глазами памятные знаки из своего прошлого.
Для многих знакомство с этим приволжским городком, который, точно молодец Руслан, бубня и окая, казалось, карабкался на склон крутой горы, начиналось с железнодорожного вокзала, с запаха болотного метана и кукурузного силоса, давая понять, что сей край живет добычей нефти и сельским хозяйством. Но еще город жил и гордился тем, что поставляет для всей страны летные кадры.
Был он разделен на две части рекой и железной дорогой. И училище также размещалось в двух зданиях: одна часть — в бывшем женском монастыре, другая — на центральном аэродроме в Александровке.
Бывшие курсанты вспоминали начальника училища Василия Михеевича Лазуко, забавные и поучительные эпизоды, связанные с именем этого легендарного человека. Из блестящей плеяды преподавателей, работавших в корпусах учебно-летного отдела, — умница Голов, супруги Горбань, непредсказуемый Горбунов, участник Парада Победы, знающий себе цену преподаватель Воздушного кодекса Велижанин, словно только что вышедший из сибирской тайги преподаватель теории и эксплуатации двигателей Приходько, обворожительный штурман Баркаган, тихий, но авторитетный преподаватель теории полетов Яковлев, преподаватель конструкции самолетов педантичный Штейнберг, рассудительный синоптик Ремизов, по-военному прямолинейный Орлов, конечно же, удивительно красивые, вызвавшие тайные вздохи курсантов преподавательницы Нецкая и Добротворская — каждый оставил в судьбе будущих летчиков свой незабываемый след.
Это здесь учили будущих пилотов — а многие до сих пор продолжают учить — летному мастерству инструкторы: Таршин, Пьянков, Быценко, Ваничкин, Ковалев, Образцов, Харченко, Сокольников, Пикалов, Ржевский, Петров, Женкин, Овсиенко, Мерлинов, Кочергин, Гурский, Тимофеев, Белослудцев, Митасов, Дерюгин, Кожокин, Самаркин, Шибанов... Всегда рядом с ними были начальники штабов Ряхов, Чернявский, Базалинский и еще многие-многие другие руководители средне¬го и старшего звена. Это под их руководством курсанты не только осваивали матчасть и занимались подготовкой к поле¬там. Вместе со своими начальниками они своими руками стро¬или, красили, латали, сооружали и содержали в порядке, как бы теперь сказали, сложную аэродромную и социальную ин¬фраструктуру училища.
В ДК "Юбилейный" слетевшимся на встречу выпускникам показали фильм о летном училище, затем были поздравления и концерт. Прилетевший из Москвы Юрий Таршин вручил начальнику училища Василию Андрееву приветственный адрес от Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева. На¬чальник Приволжского управления Борис Комонов вспомнил, как Сергей Владимирович Флоринский хотел научить всех летчиков не только летать, но красиво и правильно говорить. Уралец Сергей Николаевич Скуратов пообещал, что мы не отдадим небо супостатам.
Бугуруслан, летное училище гордятся своими воспитанниками, например, Василием Рузовым, инструкторским составом, преподавателями, которые несмотря ни на что удержали училище на плаву. Низкий им поклон за это. За время своей работы В. Рузов подписал 9400 пилотских свидетельств. Другими сло¬вами — целая воздушная армия летчиков гражданской авиации под его руководством получила путевку в небо на бугурусланской земле! А всего за годы своего существования училище вы¬пустило более двадцати тысяч пилотов. Сейчас эстафету принял профессионал своего дела Василий Андреев.
Попавшие в летное училище были счастливы, что вытащили один счастливый билет на сотню. То, что летчики получают бе¬шеные деньги, оказалось мифом: многие получают и больше, не поднимаясь в воздух, не вытирая потный лоб после заходов на посадку в условиях нулевой видимости и не отвечая за мальчишек, впервые севших в кабину самолета. И все же никто и никогда не задумывался: хорошая у него работа или нет. Были уверены — лучшая.
У каждого выпуска были свои герои, свои легенды, которые обрастали невероятными подробностями и передавались от одного выпуска другому. Из деревень и предместий, из больших и, что там скрывать, бедных семей, преодолевая все препоны и преграды, они добирались и поступали в ставшее впоследствии для них родным Бугурусланское летное училище. И считали это самой большой удачей, выпавшей им в жизни. Отвечать за спокойствие и безопасность страны, слу¬жить тем резервом, который в любой напряженный момент готов пополнить ряды военно-воздушных сил, сознание своей востребованности — все это придает смысл жизни.
А память вновь и вновь возвращается в то время, когда, поднявшись в "зону", одним движением ручки управления по дуге летчики поднимали соломенные крыши домов, железнодорожные разъезды, реку Кинель. Весь видимый мир, как бы состоящий из двух огромных вогнутых тарелок, крутился вокруг одной точки, центром которой была кабина учебного самолета. Тогда казалось, что и вся жизнь будет так же крутиться. Где теперь все это? И если мы все это помним, то для чего?
Училище отмечало этапы своего развития по той технике, которая поступала для обучения курсантов. Начинали с По-2, затем перешли на Як-12, Ан-2, Ил-12, Як-18а, Як-18п, Як-40. Раньше выпускали по шестьсот-семьсот пилотов. Теперь выпускают на порядок меньше. "Если училище перестанет готовить летные кадры — прощай отечественная авиация", — читалось в глазах тех, кто учил ходить будущих пилотов по небу. Быстрых и скорых рецептов возрождения былой авиационной мощи страны нет. Дешевая, существующая за счет энтузиазма авиация обречена. Это понятно каждому.
На пороге еще один юбилей — 80-летие отечественной гражданской авиации. Из тех времен осталось чувство, что для наших летчиков нет невыполнимых задач. Возрождение нашей страны началось с подвигов летчиков-полярников, спасших пассажиров "Челюскина", с полетов Чкалова и Громова в Соеди¬ненные Штаты Америки через Северный полюс. Имена Водо¬пьянова, Леваневского, Молокова, Каманина, Мазурука знала вся страна. Но люди знали, что все эти достижения без государственной поддержки были бы невозможны. Связь времен, поко¬лений и традиций не должна прерываться. Уверен: так было и так будет всегда. И маленьким шагом в этом направлении может стать эта книга о быстрокрылых орлах, дружеское напутствие тем, кто придет на смену поколению авиаторов, которые и сегодня помогают поднимать в небо самолеты и прокладывать маршруты в самые отдаленные аэропорты нашей планеты.
Эта книга задумывалась как рассказ о людях, которые хорошо помнили войну, которые пришли в авиацию, чтобы продолжать славные дела своих старших товарищей, спасавших челюскинцев, тех летчиков, кто в жесточайших воздушных боях стали хозяева¬ми неба. Это книга о нелегкой, но романтической работе пилотов гражданской авиации. Просто и непринужденно, с юмором герои этих очерков постарались рассказать о себе, о своем поколении. Надеемся, что вслед за первым сборником появятся другие. У нас есть о ком писать, да и самим летчикам есть что сказать людям. Как говорил Александр Герцен, "книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место".
Выпускник Бугурусланского летного училища, Президент попечительского совета Бугурусланского летного училища, заслуженный пилот СССР Борис Грубый
2001 год
Опубликовала Волкова Е.В.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1