Это дом номер 7/2 по улице Ленина. До революции этот угол улиц Пушкинской и Почтамтской (Ленина и Коненкова) был застроен небольшими двухэтажными домами. В них, в частности, находилась почта и популярные магазины. В 1953 году возвели нынешнее здание – дом с ротондой спроектированный архитектором Иваном Софинским. Интересно, что по первоначальной задумке от этого здания должна была быть перекинута жилая арка на другую сторону улицы.
Дом оказался одним из самых ярких в центре Смоленска, он выгодно выделялся ротондой на крыше, и богатым лепным декором, основным мотивом которого является Спасская башня Московского Кремля. Но большинству смолян сразу полюбился гастроном на первом этаже (сейчас в его помещениях находится молодёжный центр «Пушкинский»), в который в течение многих лет ходили за продуктами все жители центра города.
Получение квартир в здании стало новогодним подарком смолянам. Областная газета «Рабочий путь» 3 января 1954 года в заметке «Новоселье» рапортует о заселении двух секций дома, который был сдан 25 декабря.
«На моих глазах в начале пятидесятых возводился известный в Смоленске «дом с башенкой» на ул. Ленина, на первом этаже располагался гастроном, – вспоминает профессор-филолог Людмила Львовна Горелик, жившая в детстве по соседству. – Дом так изначально задумывался – с гастрономом. Этот дом с толстыми стенами, с высокими потолками, с украшениями в виде знаменитой ротонды и лепнины по фасаду строился несколько лет. По новой кирпичной кладке возводящихся стен, по деревянным доскам, перекрытиям и шатким временным мосткам ходили с носилками и ведрами несколько человек – летом мужчины-строители были в майках или раздевались до пояса, зимой и осенью носили заляпанные цементом и известью телогрейки, шапки-ушанки. Когда дом, наконец, построили, все ждали открытия гастронома. Его обещали открыть к празднику – то ли к Новому году, то ли к 7 ноября – и накануне жильцы нашего подъезда постоянно посматривали в окна: может, уже открыли? Предполагалось, что в новом магазине к празднику обязательно выбросят апельсины».
Долгожданный гастроном открылся в 1955 году. 15 января 1955 года «Рабочий путь» сообщает: «В Смоленске открылся магазин №47 московской межобластной конторы «Гастроном». В торговом зале размещены мясной, рыбный и винно-гастрономический, бакалейный, кондитерский и штучный отделы».
«Я считаю, что мой дом самый красивый в Смоленске, – рассказывает журналист ГТРК Смоленск и житель дома Анастасия Артеменко. – В других городах дом с башней часто именуют домом с бельведером. Но в Смоленске такое название почему-то не имеет хождения, хотя фактически на одной прямой сразу три дома с подобными архитектурными элементами. Очень жаль, что про Ивана Дмитриевича Софинского, который спроектировал наш дом и был главным архитектором Смоленска с 1948 по 1952 год, практически ничего не известно. Даже его имя удалось установить лишь благодаря ресурсу «Память народа», потому что Иван Дмитриевич ушел на фронт добровольцем, а потом был инженером-строителем, прошел от Сталинграда до Берлина».
Если рассмотреть лепнину на здании с помощью бинокля или камеры с хорошим разрешением, можно увидеть, что часы на лепных Спасских башнях на доме показывают 9:00. Почему именно Спасская башня выбрала в качестве декора для дома, сказать трудно. Ведь в советские годы не говорили, что Спасской башню московского Кремля назвали в честь присоединения Смоленска к Московскому государству в начале 16 века.
«Я живу в этом доме с самого рождения, – продолжает Анастасия. – И самыми первыми в квартиру заехали мои прадедушка и прабабушка Стрижаковы в декабре 1953 года (Кирилл Трофимович похоронен на кладбище «Клинок»). Прабабушка вспоминала, что изначально плита, на которой готовили, и титан в ванной, дававший горячую воду, топились дровами, и во дворе стояли сараи, в которых жильцы хранили дрова. И сейчас у нас на кухне есть выступ, в котором когда-то проходил дымоход. На первом этаже здания по улице Почтамтской (Конёнкова) располагался детский сад, и во дворе нашего дома была детская площадка для садовских малышей. А машины, приезжавшие в гастроном №2, который работал в доме, разгружались прямо на улице Ленина».
Изначально адрес дома дом имел номер 12/2. 12 сменилось на 7 после того, как на площади Карла Маркса (ныне – Ленина) ради установки памятника Ленину снесли здания присутственных мест XVIII века («екатерининские дома»).
«В киножурнале «Наш край» я увидела, что в окне первого этаже в конце 1950-х размещали выпуски сатирической газеты «Баня», которую готовили комсомольцы, – снова вспоминает Анастасия. – Среди авторов, готовивших материалы для «Бани», был и поэт Юрий Пашков. Возможно, наш дом – последняя по времени постройки «сталинка» в Смоленске. Он уже довольно скромно украшен снаружи, а внутри квартир декора нет совсем, потолки – три метра, лепнины нет, только кантики по верху. В одной из комнат есть шкаф-ниша. С момента постройки дома сохранились чугунные батареи, зимой очень горячие. В моем детстве в окно одной из комнат был виден салют и колонны марширующих во время парада или демонстрации. Сейчас можно любоваться подсветкой на телевизионной башне и наблюдать, как во время фестивалей артисты заселяются в гостиницу напротив».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев