Форнарина стала натурщицей и возлюбленной Рафаэля, моделью Психеи и Мадонн римского периода его творчества. Рафаэль снял для нее виллу, осыпал ее драгоценностями, писал с нее полотна и посвящал ей сонеты:
Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться — равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.
(Рафаэль Санти, перевод А.Махов)
Предполагают, основываясь на позднейших монастырских записях и на том, что на картинах "Форнарина"и "Донна Велата" она была написана с жемчужными заколками, которые носили только замужние дамы, что Рафаэль и Маргерита были тайно женаты, хотя официально художник был помолвлен с племянницей кардинала Биббьены Марией.
Но верностью полюбившему её Рафаэлю Форнарина, якобы, не отличалась. Как утверждают, она стала любовницей Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина. После смерти художника 6 апреля 1520 года по Риму поползли слухи,что его хватил удар после того, как он обнаружил Маргериту в постели с о своим учеником. Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля достаточное состояние, она продолжала вести жизнь куртизанки. Но так как достоверных сведений о ее жизни осталось очень мало, а в истории юной булочницы много места занимают домыслы и слухи, существует и второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине, гласящий, что их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
В 1897 году историк искусства Карло Астолфи обнаружил в архивах монастыря святого Аполлония в Трастевере запись: «18 августа 1520 года…была принята мадам Маргарита, вдова, дочь покойного Франческо Лути» . Считается, что Маргерита постриглась в монахини и через несколько лет умерла в монастыре св. Аполлония в Трастевере, когда в точности и почему- неизвестно.
Несмотря на скандальный шлейф истории этой любви, мы забываем об этом, смотря на полотна Рафаэля. Гений живописца возвысил обычную девушку до образов, веками волнующих зрителя.
Комментарии 12