Отреставрированная картина Луки Джордано «Самаритянка у колодца» пополнила экспозицию Палаццо Гримани в Венеции.
Картина знаменитого неаполитанца датируется 1690-ми годами.
11 ноября 2025 года Музей Палаццо Гримани в Венеции принял в свою выставочную программу отреставрированную картину Луки Джордано «Самаритянка у колодца», сообщает итальянское издание Finestre Sull Arte.
После того, как о ней сообщило Управление карабинеров по охране культурного наследия, в 2018 году работа была объявлена Управлением археологии, изящных искусств и ландшафтов Венеции памятником, представляющим культурный интерес. В 2021 году картина была приобретена государством в порядке преимущественного выкупа после банкротства венецианского аукционного дома.
Картина, датируемая 1690-ми годами, изображает встречу сидящего Христа и самаритянки, которая с амфорой идёт за водой, в то время как две фигуры наблюдают за ними сверху. Действие картины разворачивается вокруг колодца и характеризуется изысканной перспективой и насыщенными цветами, усиливающими повествовательную живость. В этой работе Лука Джордано переосмысливает язык классицизма в своём собственном ключе, черпая вдохновение в традициях римского Возрождения, и в частности в творчестве Рафаэля.
Работа была отправлена в Палаццо Гримани в связи с документально подтвержденным наличием других произведений Луки Джордано в коллекции одного из самых знатных представителей семьи Гримани из Санта-Мария-Формоза, кардинала-мецената Винченцо Гримани, который был вице-королем Неаполя в правление династии Габсбургов.
Более того, благодаря своим классицистическим формам, картина Джордано прекрасно гармонирует с убранством дворца Гримани и коллекцией антиквариата, которая с 2019 года вернулась, чтобы украсить его залы.
Реставрация, проведенная в 2025 году реставратором Клаудией Виттори, вернула работе яркие цвета, характерные для знаменитого неаполитанского художника, и глубину перспективы, обнажив значительные участки оригинальной живописной поверхности, долгое время скрытые обширной ретушью.
Лука Джордано родился 18 октября 1632 года в Неаполе, в семье художника Антонио Джордано. В течение девяти лет учился в своем родном городе у знаменитого испанца Хосе де Риберы, а потом занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершал своё образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело.
Впоследствии трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Испытал значительное влияние художников венецианского барокко. В 1692 году был приглашён королём Карлом II в Испанию, писал алтарные картины и фрески в Эскориале, Мадриде и Толедо.
Скончался 12 января 1705 года в родном Неаполе.
Индивидуальный стиль Луки Джордано определяют как соединение элементов римского академизма, итальянского маньеризма и барокко. Жермен Базен охарактеризовал его творчество кратко как «художника-эклектика, настоящего факира, работавшего с виртуозной лёгкостью».
Лучшими из работ Луки Джордано считаются: плафон в одном из залов дворца Буэн-Ретиро в Мадриде «Основание ордена Золотого Руна», «Триумф Юдифи» и другие фрески в неаполитанском музее Чертоза-ди-Сан-Мартино, «Архангел Михаил низвергает восставших ангелов в бездну» в Музее истории искусств в Вене и «Суд Париса» в Берлине.
В Санкт-Петербургском Эрмитаже имеется четырнадцать картин Луки Джордано, среди них: «Оплакивание Христа» (копия картины находится в церкви Сент-Эсташ в Париже), «Сон юного Вакха», «Суд Париса», «Кузница Вулкана», «Триумф Галатеи», «Похищение Европы», «Аполлон и Дафна», «Святой Франциск Ассизский», «Рождество Св. Иоанна Крестителя», «Битва лапифов с кентаврами», «Изгнание торгующих из храма». Несколько картин Джордано имеется в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве — «Аполлон и Марсий», «Сусанна перед судьями», «Мучение святого Лаврентия», «Видение креста Константину» и «Брак в Кане Галилейской».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев