Все это изображено на фоне воображаемой Флоренции, как это видно особенно в отсеке пределлы, изображающем «Сретение во храме», где богатые дамы и нищие соседствуют, вероятно, в соответствии с идеей, выраженной в «Политике» Аристотеля (ценный экземпляр которой находился у Паллы Строцци), которая заключается в том, что хорошее управление городом основывается на балансе интересов социальных классов (хотя, как отмечает Штрельке, «дихотомия между богатыми и бедными в картине Джентиле, скорее, свидетельствует об умении художника передавать внутренние чувства и эмоции»).
В этом отношении интересно отметить, что двойная часовня Строцци в Санта-Тринита была амбициозным проектом: «одновременно семейная усыпальница, ризница и ночной хор, она, тем не менее, представляла собой беспрецедентное произведение» (как выразилась Микела Янг). Фактически, речь идёт о месте, которое было задумано не только как место для чествования семьи, но и как место, открытое для города: какое-то время оно использовалось как место проведения собраний знаменосцев Единорога (одного из районов, на которые в то время был разделён город), и по замыслу Паллы Строцци, оно должно было быть дополнено библиотекой, открытой для публики: она стала бы первой в Европе.
Однако Палле это не удалось, и он окончательно отказался от проекта, когда в 1433 году он был приговорён к изгнанию, что вынудило его уехать в Падую без возможности вернуться и утвердило окончательную победу Медичи над фракцией, возглавляемой Строцци и Альбици (и именно сам Козимо Медичи Старший открыл в монастыре Сан-Марко первую в Европе библиотеку, открытую для публики).
Палла Строцци, однако, успел увидеть установку «Снятия с креста» (тема была выбрана из-за места назначения картины в гробнице), хотя и сдана она была гораздо позже, чем он, должно быть, закладывал в бюджет: работа была заказана Лоренцо Монако (очевидно, как уже упоминалось, увидев его «Благовещение» для Бартолини Салимбени, Палла был особенно впечатлен). Но сиенский художник не успел закончить работу, так как умер около 1424 года. Лоренцо Монако успел закончить только пределлу, самую «абстрактную» часть, так сказать, всей композиции, с «Рождеством» в центре и по обе стороны от него историями святого Онуфрия и святого Николая, а также куспидами с эпизодами, следующими за «Снятием с креста»: «Noli me tangere» слева, «Воскресение» в центре и «Мироносицы у гроба Господня» в правом куспиде, все написанные с обычной для мастера элегантностью.
Нет комментариев