Часть первая: экономика социализма.
Ну, во-первых, почему кратко? Это понятно, поскольку практически реализовать его основные положения в нашей цивилизации не составило возможности из-за бешенного сопротивления идее его реализации со стороны «хозяев» мирового рынка, не жалевших никаких средств и сил для борьбы за сохранения своего господства в виде рыночной экономики капитализма. Попытка построения коммунистического государства в СССР и создания мировой системы коммунизма вызвали жёсткую реакцию капиталистического мира, обрушившего на молодые страны серию гражданских войн, военных путчей, мировую и экономические войны, создания мощного пропагандистского аппарата по дискредитации идеи коммунизма. Главными отличиями этих двух противоположных по своей сущности общественных систем является то, что основой рынка и капитализма является формирование ПОТРЕБИТЕЛЯ, как фундамента общества безудержного потребления, опирающегося на воспитании в человеке жадности потребления и превращение на базе этого общества системы конкурирующих индивидов, где каждый индивид противостоит другому. Охарактеризовать подобное общество можно , как «общество борьбы всех против всех».
В отличии от капитализма коммунистическое общество сформировано на принципах идеологии совместного объединяющего СОЗИДАНИЯ, где нет противостояния индивидов, а есть совместное творчество, направленное на гармоничное развитие как всего общества, так и каждого индивида в отдельности. Если власть в капиталистическом государстве создаётся и работает в интересах абсолютного эксплуатирующего меньшинства, то в коммунистическом государстве она формируется абсолютным трудящимся большинством и действует в его интересах. Это, в первую очередь, осуществляется через Конституцию и законодательную базу, куда должны быть заложены положения о трудящемся, как СУБЪЕКТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА, обеспечивающих функционирование государства. Именно на базе этого большинства из представителей трудовых коллективов промышленных предприятий и формируются все органы законодательной и представительной власти. Таким образом власть и государство отображают интересы того класса, от результатов труда которого зависит благополучие всего общества.
На первых порах строительства коммунистического общества, в первой его фазе – социализме – создаётся новый госаппарат, задачей которого является обслуживание интересов класса трудящихся. Это создаёт условия для превращения всего общества в трудовые коллективы, работающие на базе научно обоснованных планов по развитию производства на перспективу на базе новых и создании перспективных технологий. Поскольку первая фаза коммунизма – социализм – «рождается» из предыдущего капитализма, то она несёт в себе определённую часть черт предыдущего общества, выраженную в формуле «от каждого – по способности, каждому – по труду». Основные принципы коммунистического общества базируются на общественной форме собственности на средства производства, на материальной заинтересованности каждого члена общества в результатах своего труда, на гармоничном развитии общества, обеспеченном постоянным ростом производительных сил, на полном контроле всех ветвей власти и производства со стороны класса трудящихся и постепенному созданию условий для возникновению общества СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Здесь подразумевается совершенствование производственной сферы на базе постоянного развития на научной основе новейших технологий, как в сфере промышленного, так и сельскохозяйственного производства, развитие медицинского, обучающего, культурного, инфраструктурного производств – всех сфер деятельности, от которых зависит состояние развития общества. С ростом планового, а потому и бескризисного производства, уровень жизни социума создаёт условия для постепенного высвобождения части рабочего времени трудящихся без падения доходов и стабильности ( а то и на базе объективного снижения!) цен для культурного роста, занятия семьёй и спортом, для образования и общественной работы, для дополнительного заработка каждого представителя трудового коллектива или предпринимателя, работающего на базе личной собственности и инициативы. На первых порах в условиях социализма, как первой фазы коммунизма, будет существовать рынок, но не в качестве основы экономики, а в качестве реализации инициативы предпринимателей, работающих на базе личной инициативы и личной собственности (не путать с частной) с целью частичного возмещения временного дефицита изделий и услуг, не заполненного общественным сектором производства. Однако со временем, по мере дальнейшего развития общественного производства, освоения им «рыночных ниш», рыночный сектор естественным образом будет отмирать. Представители экономики капитализма постоянно твердят о том, что в условиях плановой экономики , якобы, отсутствует экономический стимул в развитии производства. Однако надо иметь в виду, что в условиях капитализма этот самый «экономический стимул» существует только для собственников-капиталистов, присваивающих прибавочную стоимость, произведённую трудом наёмных рабочих, а самих рабочих, как правило, эта прибыль «обходит стороной». А если учесть, что капиталистическое производство постоянно приходит в состояние системных кризисов с высвобождением (увольнением!) рабочих и образования массовой безработицы, то плановое производство полностью избавлено от этого недостатка. Кроме того выше было сказано о принципах материальной заинтересованности трудящихся на социалистическом производстве. Именно такой подход в организации производства и даёт возможность заложить экономическую базу для дальнейшего строительства коммунистического общества.
(Продолжение следует).
Социализм не является особой общественно-экономической формацией, а представляет собой относительно длительную первую фазу единой коммунистической общественной формации. Обе фазы коммунистического общества имеют единую социально-экономическую основу — общественную собственность на средства производства. Но они различаются прежде всего по характеру трудовой деятельности, по способу распределения, что определяется в конечном счёте различным уровнем развития производительных сил.
Переход к высшей фазе коммунизма связан с коренным изменением характера труда, который станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность, что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при коммунизме будут общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение которых станет привычкой. Организация общества будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности коммунизма сформулировано Марксом в «Критике Готской программы»: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: от каждого по способностям, каждому по потребностям!»
Полный коммунизм будет основан на высшем развитии производительных сил, материального и духовного производства (автоматизация, кибернетизация). Труд станет свободной творческой деятельностью, первой потребностью человека, превратится в полной мере в непосредственно-общественный труд. Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям. Основу общественных отношений будет составлять единая общественная (всего общества) собственность на основные средства производства. Исчезнут классовые различия, старое (классовое) разделение труда, существенные различия между городом и деревней, умственным и физическим трудом, что приведёт к осуществлению полного социального равенства, будут исчезать национальные различия. В конечном счёте сложится единое коммунистическое общество в масштабе всей планеты.
Развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно направляемый процесс. Будет осуществлено научное управление не только развитием производства, но и всего общества. Духовное производство станет играть определяющую роль в совокупном общественном производстве. Разовьются все формы духовной культуры.
Классическое определение конечной цели коммунистического преобразования общества дано в «Манифесте Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» .
Свободное всестороннее развитие каждого члена общества и всего общества в целом — такова высшая гуманистическая цель коммунистического преобразования общества. Завершается предыстория и начинается развитие подлинно человеческого общества. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев