Эксперт Ассоциации Ольга Величенкова рассуждает о престиже профессии логопеда и профессиональных компетенциях:
«Хочу затронуть довольно болезненную и для родителей, и для профессионалов тему.
И для меня лично очень непростую, поскольку преподаю в вузе и имею непосредственное отношение к подготовке будущих логопедов.
Читаю в профессиональном сообществе на Facebook объявление: «Помогите разобраться с нарушением звукопроизношения у девушки 20 лет». Описание проблемы изумляет, но советы логопедов (?) просто приводят в ступор. Например, сдать мазок на вирус Эпштейна-Барр, обратиться к нейропсихологу или подключить ароматерапию (нюхать апельсины). А ещё люди с дипломом диагностируют дислексию по отпечаткам пальцев, ищут третий глаз (и находят, между прочим), заставляют родителей покупать дорогие и бессмысленные аппаратные программы.
Этому не учат в вузе. Это не имеет никакого отношения к теоретической и практической подготовке логопедов. Это наносит урон профессии. Как случилось, что рынок наводнился такими «профессионалами»? Самый частый ответ на этот вопрос отсылает к изменениям в системе высшего образования. Действительно, ввели бакалавриат и магистратуру. Теперь можно работать логопедом после четырёх лет обучения. Специалитет предполагал пятилетнюю подготовку. Изменились программы обучения – далеко не в лучшую сторону. Нужно вернуть в вузы прежний объём дисциплин филологического блока. Ну что за логопед без знания русского языка и методики его преподавания? Нам нужны хорошие диагносты, а значит, необходимо увеличение часов на психологические дисциплины.
А ещё говорят о том, что появилось огромное количество курсов переподготовки и коммерческих вузов, которые не могут или не хотят готовить профессионалов. Это так. Но предложение – это ответ на спрос. Выходит, логопеды нужны? Это престижная профессия?
Давайте посмотрим на средние баллы ЕГЭ тех абитуриентов, которые поступают на факультеты специальной педагогики и психологии. Ведь именно так определяется престиж профессии? Это совсем невысокие баллы. Даже по русскому языку. А ведь 30 лет назад на этот факультет поступить было очень сложно. Мы проигрываем уже на старте профподготовки. В дальнейшем у этих выпускников меньше возможностей для совершенствования своих навыков, часто они готовы принять на веру любую информацию, не способны рефлексировать.
Почему отличники и хорошисты перестали стремиться в логопеды? Изменились условия работы. Речь не о частной практике (стабильности она не предполагает и не может рассматриваться как критерий выбора профессии), а о государственных садах и школах. Я уже не говорю о системе здравоохранения. Может ли логопед рассчитывать на высокую зарплату, нормальные условия труда, возможность уделять время научно-методической работе? В мегаполисах условия несколько лучше, а в регионах, боюсь, речь идет о выживании.
У проблемы нет и не может быть решения только на уровне вуза. Сделать профессию престижной – государственная задача. Нам не нужно много плохих логопедов, которые предлагают сомнительные методы, тратят время и деньги родителей. Нам нужно достаточное число хороших, способных быстро исправлять несложные нарушения и квалифицированно работать с системными дефектами.
Уважаемые коллеги и родители, хочется надеяться, что от нас что-то зависит! Если для того, чтобы вернуть систему логопедической помощи хотя бы на тот уровень, который был, необходимо доказать государству, что эта помощь нам нужна, значит, надо это сделать!»
#ассоциациядислексии #центрпиотровской #марияпиотровская #центрпомощидетямструдностямивобучении #учитьсяможнонаучиться #трудностивобучении #дислексия #дисграфия #дискалькулия #дизорфография #логопедия #подготовкакшколе #dyslexia #disleksiya

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев