“Не бойся перекреститься”
Нельзя стесняться перекреститься. Я это сам за собой наблюдаю, как на исповеди вам говорю. Ты идешь и думаешь: ну, ты дома перекрестился, прочитал молитву и благословил пищу. А как только попал на съемочную площадку, вокруг тебя 50-100 человек, все сели есть, и у тебя вот эта мысль возникает: что делать, как быть в этой ситуации?
И когда ты в первый раз, при всех подносишь пальцы ко лбу и начинаешь креститься, — ну, это как подвиг Матросова. И думаешь: что с тобой происходит? Потом второй раз, третий, четвертый перекрестился, — и уже понимаешь, что к тебе привыкают. И уже потом смотришь, кто-то из товарищей говорит: "Андрюха, слушай, здорово, что ты так сделал, потому что, если честно, – многие, кто так хотят сделать…"
То есть, нужно дерзновенно перешагивать через эти слабости, ведущие, по большому счету, к разрушению нашей общности, которую мы составляем. Если мы все вместе, едины, то и Христос в нас жив.
Нужно быть интегрированными во все сферы жизни. Быть радостными. Нельзя забывать, что наша вера – радостная. И когда мы со скучными лицами спорим, кому-то доказываем об истинности нашей веры — конечно, мы проигрываем любому человеку. Либо уж ты не спорь, либо просто будь радостным.
Самое же главное – когда ты не боишься вслух декларировать, кто ты есть на самом деле, что ты православный — появляются и те самые люди, которые помогут тебе не утонуть, помогут в любой ситуации, станут рядом, а если ты где-то ошибешься, ударят по носу – легко, а иногда и сильнее…
О семье:
Я крещен с рождения. Как-то решил задать маме вопрос: "
Мама, а когда меня крестили”? А она отвечает: "А тебя крестили сразу, когда ты родился. Для того, чтобы тебя крестили, я ушла из комсомола. Меня “поперли” из-за того, что я венчалась”. Я говорю: “А почему ты венчалась”?— “А потому что мама с папой так делали”.
Она не была человеком, ходившим в храм, верующей – нет, она была комсомолкой, приехала из Вологодской области в Москву, работала на Шарикоподшипниковом заводе, на станке, в ночные смены, это было крайне тяжело. Нашла другого пацана с Воронежской области, он на соседнем станке работал. Познакомились. Это был мой будущий папа, Илья. Они дружили и решили жить вместе. Но для этого сказали, что надо повенчаться. Почему? А потому что у мамы родители так делали. И у папы родители так делали. И они повенчались и расписались в тот же день.
Я об этом долго не знал, узнал буквально недавно, и у меня пробежал такой “холодок” хороший. Я обрадовался, до слез просто. Потому что уже понял, что, оказывается, это важно.
Скоро будет уже 50 лет, как они вместе. Я говорю: “Мама, ты же понимаешь, а ведь благодаря только тому, что вы повенчались, пусть неосознанно, вы и прошли перестройку, все эти падения, безденежье, ругани и все испытания, какие только можно…” Они все это прошли, и я счастлив, что сейчас они вместе, живы-здоровы. И дети, и внуки, и всё, что есть, – по большому счету, это всё плоды одного поступка. И всякий раз, когда я прихожу к маме в гости, ей говорю: “Мама, а это потому, что вы венчались”.
Вот мне дали Заслуженного артиста России. Я говорю: “Мам, а это потому, что вы венчались! И Господь нас ведет, помогает – и тебе, и мне, чтобы я не упал куда-то…” И благодаря этому я в свое время и со своей будущей супругой встретился. Мамой четверых наших детей”.
«Меня выгнали из храма, чтобы я вернулся»
«Прийти к вере» — для меня это слишком сильное выражение. Правильнее было бы сказать «воцерковление». Вера — это все-таки дар Божий…
Это я сейчас вспоминаю об этом с улыбкой, когда меня выгнали из храма, я был вне себя. И решил: не нужна мне ваша помощь. Ноги моей здесь не будет.
Ведь так можно на всю жизнь от Церкви оттолкнуть. Tеперь понимаю: это был Промысл…У Бога не бывает ничего случайного. И лично мне, именно такой опыт был просто необходим. Это было единственное средство, чтобы я пришел к пониманию, зачем мне Церковь. На контрасте с таким первым опытом я вскоре пережил нечто совсем другое.
Однажды на Рождество мама предложила сходить в храм недалеко от дома. Просто зайти, постоять. Зашли. Стоим. И вдруг я вижу, как пожилой священник делает мне знак рукой: мол, подойди. Я решил, что, раз зовут, надо подойти, мало ли что человеку нужно. Подхожу — и понимаю: священник, судя по всему, предполагает, что я пришел исповедоваться. А я ничего даже сказать не могу. О чем? Да и зачем? Я вообще об этом не думал. Но священник оказался опытным и начал говорить сам — за меня. И… я с трудом сдерживал слезы. Всё, что батюшка говорил, — стопроцентно в меня попадало. Буквально в каждую мою мысль, которая меня тревожила. То, что я сам для себя никак не мог сформулировать, священник выразил очень четко и назвал вещи своими именами. Он угадал даже то, что я не мог никому рассказать. Во время этой исповеди я сам не сказал ни слова. И в этот вечер впервые в жизни причастился. И потом после службы мы еще долго стояли и с этим батюшкой разговаривали… Тот груз, который я в себе носил, — его вдруг не стало.
Часто первые шаги в Церкви бывают очень легкими — Бог как будто сам за руку тебя ведет, и даже не подумаешь сопротивляться — настолько это тебя обволакивает. Но потом все меняется — и благодать уходит. Вернее, сама по себе благодать никуда не исчезает, но меняется ощущение человека: теперь его уже никто за руку никуда не ведет. И не потому что Бог его оставил. Просто теперь Он ждет, что человек сам приложит усилия и через разные испытания к Нему по прежнему будет стремиться. Мне кажется, в этом все дело. Получив впервые радость Богообщения даром, человек не очень-то готов к тому, чтобы теперь ради этого трудиться. Испытав эту радость однажды и потом ее лишившись, начинаешь страшно по ней тосковать.
Фильм «Заблудившийся» режиссера Акана Сатаева -- это самая дорогая для меня работа. Уже из названия понятно, что это фильм о потерянном человеке. В казахской степи он потерял не только жену и ребенка, он потерял жизненные ориентиры — и теперь пытается их найти. Это картина не была в широком прокате в России, наш зритель ее практически не знает. При этом мы возили ее на «Оскар» от Казахстана. И мне известно, что в России в нескольких епархиях этот фильм священники показывали и обсуждали у себя на приходах.
Многие люди считают, что можно верить в Бога и не ходить в Церковь. Христианин в каком-то смысле начинается там, где появляется осознание: сам — не смогу, только с Богом смогу. А с Богом — это значит внутри церковной ограды. Я очень люблю афоризм: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Для меня Церковь — это не просто теория и внутренние убеждения, а еще и практика, которая подразумевает правила поведения. И если я верую в Бога и хочу, чтобы моя вера что-то значила в моей жизни, я должен эти правила соблюдать. Как в спорте хочешь получить высочайшие результаты, ты должен постоянно тренироваться, под руководством тренера. В Церкви тоже самое, только вместо тренеров - священники и речь идет уже о духовной дисциплине.
Я до сих пор ещё не принадлежу сам себе. Думаю, что единственный возраст, когда могут принадлежать себе, — это пенсия. И то вряд ли, потому что, Бог даст, будут внуки, и ты будешь целиком и полностью посвящать себя им. Главное наше семейное правило ‒ следить за собой. Показывать все на своем примере. Выполнять заповеди ‒ это наш шанс стать просто хорошими людьми. Это важно понимать. Образное сравнение с простым холодильником: если будешь соблюдать все правила, которых требуют технические характеристики, холодильник будет служить вам много лет.
Комментарии 6