В утренней молитве ко Господу Иисусу Христу есть такие слова:
"вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя".
Что лежит в основе этой прекрасной молитвы?
Молящемуся не хватает не вообще добрых дел, а тех, от которых он бы мог оправдаться: "...не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя". То есть
делаемых ради Христа (см. Беседу прп. Серафима с Мотовиловым), так как только ради Христа делаемые дела, приносят оправдание. Вот молитва и говорит молящемуся: делай добрые дела ради веры во Христа — "вера моя да довлеет вместо всех". "Та да оправдит мя" — и будешь оправдан.
Преподобный Серафим Саровский говорит, что "истинная же цель жизни христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего".
То есть те добрые дела, которые приносят больше благодати. Если ваша милостыня, подаваемая ради Христа, вызывает в душе особенное действие Духа, то надо ей отдавать предпочтение. Если это молитва, севершаемая вами, то прибегайте к молитве. Если это чтение Святого Писания, то читайте Святое Писание и Святых отцов Церкви. Если это пост - поститесь.
Поэтому прп. Серафим продолжает свою мысль, говоря: "Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает".
Наши дела – это больше костыли, что помогают больной душе ковылять к Небу и тут без мудрого Врача выздоровление невозможно. Поэтому и молимся (восьмая молитва утреннего правила) «Спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Вера же вместо дел да вменится мне».
Уверенно заявляем Богу, что наши дела не становятся пред Ним оправданием. Они меняют человека, но не заставляют Господа его спасать.Только Господь — бесконечно богат милосердием: «Верующий в Меня будет жить и не увидит смерти вовеки» (Ин.8:51). Вот и просим Подателя всех благ о даровании спасительной благодати, которая оправдает и сделает участником вечной славы Бога.
"..та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя".
Делающий добрые дела ради Христа не только будет оправдан, но и станет причастником Славы Божией, Сияния, которое окружает Божество и всех тех, кто через добрые дела принял участие в творении мира.
Вера Христова отучает нас рассчитывать на свои заслуги, однако она оставляет исполнение заповедей в силе. Подлинная борьба со страстями за исполнение заповедей приводит христианина не к сознанию собственной праведности, своих великих заслуг перед Богом – а к смиренномудрию. То есть к сознанию своего недостоинства: «Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя». И такого человека милует и спасает Своею благодатью Бог.
Материал подготовила на основе информации
открытых православных источников
Нет комментариев