В 1998 году к вопросу внешнего облика здания вернулись снова: после того, как в нем разместились ТЦ «Пассаж», рок-радиостанция, клуб «Сквозняк», бар и прочие радости раннего капитализма, очевидным методом реновации стал евроремонт эконом-класса. Фасад был избавлен от декоративных элементов и обшит пластиковой рейкой, крыша покрыта невероятной синевы металлопрофилем. Внутри здания в ходе перепланировки перекрыли атриум спортзала, зашили потолки с уникальными ригельными конструкциями.К счастью — или к печали — востребованным это здание было недолго. Уже в начале 2000-х появились мегамоллы и потоки горожан направились на окраины города. В 2004 году, одновременно с выявлением объекта как памятника культурного наследия, у здания сменился собственник. По замыслу девелоперской компании «Clover-Group», на месте фабрики-кухни должен был возникнуть офисно-развлекатльный центр на 82 000 кв.м. Несмотря на задержки с градостроительными согласованиями, общий настрой ответственных за это лиц городской администрации говорил о том, что проект воплотится.
События, происходившие с фабрикой-кухней с 2008 года, лучше всего характеризуются словом «борьба». Были и противостоящие стороны — собственники здания, архитектурная и городская общественность, чиновники и функционеры; была и череда разнонаправленных действий — публикаций, конференций, открытых писем и закрытых встреч, искры борьбы породили и разножанровую художественную активность — плакаты, песни, онлайн-квесты, велотур.
Мотором всего механизма, движение которого и привело к радикальным переменам в статусе Фабрики-кухни, стал архитектор Виталий Стадников. В 2008 году вышла книга «Наследие под угрозой», в которой с болью и надеждой освещались памятники дореволюционной и советской архитектуры Самары. Проблематика, поднятая в книге, вскоре была переведена в городское пространство: были проведены конференция с DOCOMOMO, велотур в поддержку самарских памятников советского периода и плакатная акция.
На сегодняшний день соприкасаться со зданием можно только снаружи. Грядущая реконструкция, смена статуса объекта, ожидание финансирования — события на несколько ближайших лет. Пока даже его новые «кураторы» — Неля и Роман Коржовы, художники и сотрудники регионального отдела Приволжского ГЦСИ, до этого времени бывшие «капитанами без корабля», продолжают свою детерриториализированную деятельность (напомним, что их первым масштабных проектом стала старейшая в России МеждународнаяШиряевская Биеннале Современного Искусства «Между Европой и Азией», которая проходит в селе Ширяево Самарской области с 1999 года). Коржовы вынуждены организовывать художественную активность на периферии Фабрики-кухни и заниматься не наполнением, а ее реабилитацией в глазах горожан. Это иллюстрируют и прошедшие события 2014 года: плакатная акция на остановках города в рамках фестиваля «Улица как Музей — Музей как Улица» (февраль-март), выставка «О тишине и Монументах» в Арт-Центре и приуроченная к ней уличная акция на «Ночь Музеев» (состоялась 14 мая).
Нет комментариев