Как мы уже говорили в одном из предыдущих постов, одной из основных "реплик" публики в диалоге с художником является незримая, но постоянно присутствующая и как бы нависающая над собеседником фраза "Мурку давай!" Что не обязательно означает именно блатную мелодию. Адресованная художнику, эта фраза означает требование писать очень натурально и реалистично, как в жизни... то есть писать денежные знаки - трешки, десятки и т.д. по нарастающей (иначе какой ты художник?). Адресованная писателю, эта фраза означает желание публики слышать только привычные и простые рифмы: любовь - кровь, розы - морозы (см. Пушкина).
Однако эта фраза (Мурку давай!) - не единственные слова публики в диалоге с художником. Публика она ведь не актер одной реплики, не Фирс с его "Кушать подано" (или "человека забыли" - не помню...:)). У публики этих реплик целых ДВЕ.
Вторая реплика (не менее сильная) - это всем известная "МАЗНЯ!" или ее вариант "Что за мазня? Я и то лучше смогу". Именно в таких выражениях публика, как правило, оценивает технику и манеру художника. Почти каждого.
Здесь неизменно приходят на память известные слова Жана Кокто: "Во фразе "Картины Пикассо - мазня" о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем - ВСЕ". Однако эта цитата слишком сложна для понимания рядового (неподготовленного) "ценителя искусства", и в связи с этим редко воспринимается как аргумент.
Возвращаясь к реплике "МАЗНЯ!"... Почему-то, когда слышишь эту фразу, перед глазами возникает картина: какой-нибудь дядя Вася, привыкший играть в домино, пытается прокомментировать и оценить игру гроссмейстера, чемпиона мира по шахматам. Дядя Вася очень напрягается, но ничего, кроме "Лошадью ходи!" у него не выходит. Это примерно та же реплика, что и "МАЗНЯ!", только применительно к шахматам.
Так и публика, пытаясь оценивать произведение гения, часто выступает в роли такого "дяди Васи", для которого не понятны сложнейшие комбинации мастера, который не видит дальше "Ех2-Ех4" или "хода конем". Точно также для большинства зрителей абсолютно недоступными являются пресловутая техника и манера письма художника. Большинство из нас, к сожалению, их просто НЕ ВИДИТ (как не видит замысла гроссмейстера дядя Вася). Или видит, но все с той же натуралистичной точки зрения: похоже или не похоже, как в жизни или не как в жизни, как трешка или не как трешка...
В этом смысле, безусловно, "повезло" классикам. Они писали "как в жизни", у них люди похожи на людей, а лошади на лошадей. Поэтому их техникой принято восхищаться (хотя мы о ней и малейшего представления не имеем). Поэтому классики вознесены в сознании публики на пьедестал, как художники, способные нарисовать три рубля, только почему-то зарывшие свой талант фальшивомонетчика в землю...
Остальным до них очень далеко.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1