Тот, у которого сильно болит. Начинается Великий пост, начинается время сознательной аскезы, утеснения себя. Кому легче будет это понести? Тому, кто согласен на это утеснение, согласен на боль, согласен с тем, что христианство – это не та религия, которая обещает человеку комфорт. В смысл христианства входит боль. Входит боль ради Христа, через эту боль – искание Христа, приобретение Христа и смягчение этой боли. Но совсем она не уйдет. Кто согласен впустить в смысл своей духовной жизни страдание, тому легче будет страдать. А страдать все равно придется. Верующие страдают, неверующие страдают – вся жизнь наполнена страданиями, больше или меньше. Но когда ты понимаешь смысл страданий и принимаешь их ради Христа, тогда тебе становится легче, потому что в твоих страданиях появляется смысл. Ты понимаешь, что не просто тупо страдаешь ни за что, а посвящаешь эти страдания Христу, и у них появляется смысл. У святых даже появлялось согласие на эти страдания, а у некоторых – даже сугубое искание этих страданий ради Христа. От этого – православная аскеза. И от этого – великое мужество мучеников, которые соглашались на страдания.
У каждого из нас какая-то беда: у кого-то ребенок болеет неизлечимо, кто-то сам болеет, у кого-то проблемы на работе, у кого-то… – что угодно… Когда меня спрашивают: «Как помолиться, чтобы у меня не было ничего этого?», я часто говорю одно и то же. Иди к Христу распятому, посмотри на Его руки, ноги, на ребро, на Его лик и скажи: «Господи, избави меня от страданий. Ну, чтобы их совсем не было!» Очень трудно такие слова сказать возле распятого Христа. Очень трудно сказать такие слова нашим мученикам.
У некоторых людей вера колеблется в их страданиях, в каких-то крайних испытаниях, искушениях, они думают: а где же Христос? Я же Ему молюсь, а почему Он не приходит, где же Он? Я всегда в этот момент представляю наших мучеников. А где был Христос, когда их разрывали, распинали, пилили, жгли? К ним наверняка тоже приходили такие мысли, «А где же Христос?». Но почему все-таки они соглашались на эти страдания, и все-таки в самой крайней, казалось бы, богооставленности не потеряли веру в Него? Ведь даже когда ты молишься искренне, от сердца, пламенно, «Господи, избави меня!..», Он не то чтобы не избавляет. Более того, твои страдания еще и достигают крайней, критической точки…Как же в этом случае не потерять веру в Него, надежду на Него? «А где же Ты?»
Господь Христос как Человек тоже подошел к этой крайней точке, помните, на кресте: «Или, Или, лама савахфани?» (Мф 27:46) – «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?». И поэтому Он не осуждает нас за эту критическую точку, когда мы тоже начинаем так же, как и Он, говорить эти же самые слова. Но если мы верим в Него, если мы подражаем Ему, у Него после этой критической точки, после этого возгласа были и другие слова: «Господи, не как Я хочу, но как Ты». Вот эти слова – самые жизнеутверждающие, самые глубокомысленные. В них – весь смысл. Даже на самой крайней точке страданий – не потерять надежду на Него и веру в Него. Это очень тяжело, это непросто, это неимоверно тяжело. Но тот, кто пройдет эту крайнюю точку богооставленности, тот станет очень сильным, очень мудрым, тот станет христоподобным и соединится с Ним по подобию.
*Протоиерей Сергий Баранов*
Подписаться на группу в viber можно по ссылке: https://invite.viber.com/?g2=AQBeP23KhFjC1Eh4oFx%2F8k3q2tbiMVJSl0QoMDK9kNA82QAZXnqsysFLoNNb5ysV


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев