что получится, если
сварить русалку: мясной бульон или уха? А если серьезно, откуда к людям
пришла идея соединить в единое целое два столь разнородных существа?
Существовали ли русалки и водяные на самом деле? Или это чистой воды
фантазия? Попробуем во всем этом разобраться.
Большая часть
поверхности Земли покрыта водой, вот и водятся в многочисленных реках,
озерах, морях и океанах разные диковинные существа. Древние греки не
только населили свои водоемы наядами, сама богиня красоты Афродита вышла
из пены морской. Красавица Лакшми, супруга Вишну, также родилась в
волнах Млечного пути.
"Истории о морских девах и мужах — людях с рыбьими хвостами вместо
ног — появились в древности и распространились повсеместно, — пишет
Натан Слифкин в своей книге "Священные чудовища. Загадочные и мифические
существа из Писания, Талмуда и мидрашей". — Известно множество
изображений и историй о них в литературе, искусстве, предметах древнего
мира. Морских дев называли разными именами, например шелки, тритоны,
ундины, мелузины, морганы, корриганы, лорелеи, русалки, наяды, нереиды,
нингё, никсы, но чаще всего — сиренами. Возможно, в Писании упоминаются
морские девы; не столько в смысле фактического существа, сколько в
смысле идола в виде русалки".
Слифкин также сообщает: "Существует несколько подробных рассуждений о
сиренах в раввинистической литературе. Но есть ли на свете такое
существо? Колумб в свое время отметил, что видел подобных животных у
берегов Гвинеи в Западной Африке. Широко распространено мнение, что эти
животные и сформировали основу легенд о русалках и сиренах. Это
ламантины и дюгони, которых зоология относит к отряду сирен. Русалка, то
есть получеловек-полурыба, биологически существовать не может, а вот
представитель семейства тюленей или ламантинов с несколько более
человекоподобными руками и чертами "лица" — вполне. Есть мнение, что
легенда о русалках полностью основана на ламантинах и дюгонях. Однако
это маловероятно, ведь рассказы о морских девах распространены и в тех
регионах, где представители отряда сирен не обитают, например, на
Британских островах и в Скандинавии".
Обратимся же к славянским исследователям феномена русалок. Одни из
них полагают, что русалки — души умерших людей, а их название — отблеск
языческих поминальных дней, известных в Греции как розалии. Есть другое
мнение: русалки — божества водные, имя их происходит от предполагаемого
общеславянского слова "руса", обозначающего реку и звучащего теперь в
слове русло. По еще одному толкованию, русалки живут в воде, но их
начальной стихией был свет; название этих полубогинь происходит от слова
"русый" через форму "русло". Наконец, существование русалки как
женского божества полностью отрицается: русалка — так же, как и русалии,
— название праздника Святой Троицы, слившегося позднее с языческими
обрядами.
Самая поразительная история о русалке произошла в 1830 году на
острове Бенбекьюла в архипелаге Внешних Гебрид у северо-западного
побережья Шотландии. Британский собиратель фольклора Александр Кармайкл
услышал эту историю, по его словам, от "еще живых очевидцев, которые
прикасались к этому любопытному существу". В его Carmina Gadelica (1900)
написано, что когда местные жители резали водоросли на побережье
Скейр-на-Духаг в Гримнисе, кто-то из них заметил небольшое существо,
похожее на женщину, которое плескалось в море всего в нескольких шагах.
Мужчины попытались поймать существо, но оно отплыло. Дети стали кидать в
него камни. Один камень попал в спину, и оно скрылось под водой.
Несколько дней спустя безжизненное тело существа выбросило на берег.
Кармайкл сообщает: "Верхняя часть существа была размером с упитанного
ребенка лет трех-четырех с ненормально развитыми грудями. Волосы
длинные, темные и блестящие, кожа белая, мягкая и нежная. Нижняя часть
походила на лосося, только без чешуи. Толпы народу стекались посмотреть
на диковинное животное, многие приходили издалека, и все единодушно
решили, что наконец-то им довелось увидеть русалку". Местный
землевладелец и шериф округа Данкан Шоу приказал изготовить гроб и саван
для русалки, которую похоронили в присутствии многих людей.
"Любопытно, что чем ближе к нам по времени рассказы о русалках, тем
они подробнее и обстоятельнее. Если бы русалки были просто выдуманы,
следовало бы ожидать обратного. Отдельные истории из прошлого века или
примерного того времени производят такое впечатление достоверности,
которое может пошатнуть даже самый закаленный скептицизм", — пишет Питер
Костелло.
В 1600-х годах в Голландии якобы выловили русалку, которая приплыла
через дамбу и при этом получила ранения. После выздоровления она
выучилась голландскому языку, стала помогать по хозяйству и даже приняла
католичество.
Отвратительного вида русалку привез из Ост-Индии капитан
американского торгового судна Сэмюэл Барретт Идс. Купцы, продавшие ее
капитану, утверждали, что приобрели ее у японского рыбака. Капитан Идс
продал свой корабль, чтобы купить диковину. В 1822 году он привез ее в
Лондон на потеху публике. В журнале Gentleman's Magazine была напечатана
статья доктора Риза Прайса, который тщательно исследовал эту русалку.
Она была длиной около 86 сантиметров и имела изогнутый хвост, уродливую
голову размером с голову двухлетнего ребенка, половину которой покрывали
черные волосы; челюсти сильно выдавались вперед. Между верхней частью
туловища и чешуйчатым рыбьим хвостом не было видимого шва.
Несмотря на неплохой доход от выставленной в балагане русалки,
капитан Идс попросил сэра Эверарда Хоума, анатома, подтвердить ее
подлинность. Осмотрев находку, ассистент сэра Хоума распознал в ней
подделку: череп и торс взяты от орангутана, челюсти и зубы — от бабуина,
хвост изображало туловище крупного лосося. Человекоподобный нос и уши
были сделаны из складок кожи, глаза и когти — искусственные. Кости
предплечий были отпилены под кожей, чтобы придать им пропорции
человеческих рук. А чтобы растянуть туловище рыбы и подогнать его под
размер торса орангутана, был использован обруч, и шов между двумя
половинами скрывался в кожной складке. Кожа рыбы была натянута на
позвоночник орангутана, дабы произвести впечатление непрерывного
позвоночного столба от туловища до рыбьего хвоста. Умельцы из Японии или
Ост-Индии производили таких чучел для религиозных церемоний, а потом
выгодно сбывали их европейцам.
Не всегда люди сталкивались с подделками. В XIX веке некоторые
зоологи все-таки верили в русалок. Привозимые путешественниками утконосы
делали существование этих существ еще более правдоподобным.
В 2009 году одно такое существо (очевидцы не разглядели, мужское или
женское) с рыбьим хвостом всплыло у берегов Израиля, неподалеку от
города Кирьят-Ям. Незадолго перед закатом солнца, оно проделало
несколько трюков и исчезло в ночи.
#РазноеВсякоеИнтересное
Нет комментариев