Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)
Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения:
улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней,
живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в
движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к
сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие
ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже
полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш
уже сможет сидеть.
Содержание статьи [Показать содержание]
Физическое развитие
Рост и вес
Умножьте на два массу тела вашего крохи
при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В
конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 —
65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около
2-х см.
Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (см. 4 месяц), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. (О рефлексах)
В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.
Что умеет младенец в конце 5-го месяца
Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины,
держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он
приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в
таком положении.Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того,
чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой
головой, двигает ручками и ножками.
Читаем еще: что умеет ребенок в 5 месяцев
Психическое развитие
Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные
отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок
произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то
вроде свирели.Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него
ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно
вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде
новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между
прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит
рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.На пятом месяце улучшается способность зрительного управления
движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на
него.Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики
предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и
предпочитать эти вещи другим.К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.
Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.
Как помочь ребенку развиваться
В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное
внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу
необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со
спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 –
30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения
рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство
ритма. Можно включить ритмичную музыку.
Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):
Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы
своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за
запястья.Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.
«Подползание»: лежа
на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки.
Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому,
чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть
большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его
ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет
хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.
Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.
Продолжайте носить ребенка на руках.
«Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее.
Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но
будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите
за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.
На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное
пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление
замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка
стремление исследовать мир.
Игры
Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку»,
«Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом
возрасте малыши любят игры с разными звуками:
«Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят,
когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с
колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет
разглядывать их, когда поднимет ручки.Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые
слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте
ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет
повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за
жестами и мимикой.
Нет комментариев