Статья раскрывает причины избегать Opera и Opera GX: они далеки от своих корней, связаны с сомнительными финансовыми операциями и уступают конкурентам по функциональности
Перевод статьи Stop using Opera Browser and Opera GX.
Раньше Opera была популярным браузером со специальным высокопроизводительным механизмом рендеринга Presto и такими функциями, как вкладки, которые появились в конкурирующих браузерах только спустя годы. Однако, современный браузер Opera имеет мало общего с классическим продуктом. Сейчас компания больше занимается маркетингом и финтех-сервисами, которые нарушают правила магазинов приложений и получают волну критики.
Разберем, почему вам не следует использовать браузеры Opera.
Что случилось с Opera
Первая версия браузера Opera была выпущена в 1995 году, и даже в дни своей славы это был нишевый браузер. В отличие от доминирующих браузеров 1990-х годов — Internet Explorer и Netscape Navigator — Opera была платным ПО с ограниченной пробной версией. С выпуском Opera 5.0 в 2000 году компания перешла на модель с поддержкой рекламы, а затем, в 2005 году, удалила рекламу и начала полагаться на платежи от Google за использование в качестве поисковой системы по умолчанию.
Однако, Opera Software работала не только над настольным браузером. Opera Mini был одним из лучших мобильных браузеров 2000-х годов, который позволял раскладным телефонам получать доступ к Интернету, перекладывая обработку на внешние серверы. Также были представлены функциональные версии для телефонов под управлением Symbian и Windows Mobile. Opera также помогла разработать браузер для Nintendo DS, DSi и Wii.
В 2013 году завершилась разработка движка Presta и Opera, перешла на движок рендеринга WebKit и движок JavaScript V8, которые используются в Chrome, а позже на Google Blink, когда тот отделился от проекта WebKit. С тех пор Opera имеет ту же кодовую базу, что и Google Chrome, Microsoft Edge, Vivaldi, Brave Browser и другие браузеры, основанные на проекте Chromium.
Самые значительные перемены для Opera произошли в 2016 году, когда браузер Opera, бренд и сопутствующие продукты были проданы китайской группе компаний за 600 миллионов долларов. Остатки оригинального Opera Software были переименованы в Otello Corporation в 2017 году, которая сейчас является просто рекламным холдингом. Новая группа в настоящее время известна как Opera Limited и с середины 2018 года торгуется на бирже под тикером OPRA.
У нынешней Opera все еще есть офис в Норвегии, и некоторые руководители, работавшие до приобретения, все еще там - например, Йорген Арнесен (Jorgen Arnesen) числится исполнительным вице-президентом по мобильным технологиям и работает в Opera с 2009 года. Тем не менее, все, что с 2016 года называется «Opera», построено в рамках измененной корпоративной структуры.
Доклад Гинденбурга
Компания Hindenburg Research опубликовала подробный отчет об Opera в 2020 году, в котором излагаются предполагаемые схемы мошенничества и незаконной деятельности. Hindenburg — это инвестиционная фирма, которая исследует публичные компании и сокращает их акции, если они обнаруживают достаточные доказательства мошенничества инвесторов, прежде чем опубликовать свой отчет. Поскольку Гинденбург получает прямую прибыль от падения акций компании, то его нельзя считать беспристрастным источником информации.
Гинденбург утверждал, что, когда браузер Opera продолжал терять пользователей (из-за конкуренции со стороны Google и Apple), компания переключилась на создание мобильных приложений, предоставляющих грабительские краткосрочные кредиты. Процентные ставки по этим кредитам варьировались от 365% до 876% в год, а сроки кредита от 7 до 29 дней. Opera также ложно рекламировала более длительные условия кредита и более низкие процентные ставки в описаниях приложений, поскольку в магазине Google Play были введены правила против мошеннических кредитных услуг.
Кредитные приложения были ориентированы преимущественно на клиентов в Кении, Индии и Нигерии. Гинденбург также подтвердил через отчеты пользователей и бывшего сотрудника, что два приложения, OKash и OPesa, запрашивали разрешение на использование телефонных контактов в процессе установки. Затем служба начинала рассылать угрожающие сообщения контактам пользователя, когда заемщик задерживал платежи. Этот вопрос также освещался в местных СМИ еще до доклада Гинденбурга.
К середине 2019 года поступления от этих кредитных приложений составили 42,5% выручки Opera. Да, почти половина доходов Opera поступила от вымогательства денег у людей в развивающихся странах с помощью ложной рекламы и прямого преследования.
Opera быстро опубликовала ответ, заявив, что «отчет содержит многочисленные ошибки, необоснованные заявления, а также вводящие в заблуждение выводы и интерпретации относительно деятельности и событий, связанных с компанией», не указав конкретно, что не так в отчете. Компания также опубликовала сообщение в блоге, в котором назвала свой микрокредитный бизнес важным для жителей Кении:
Между рынками по всему миру существуют фундаментальные различия, которые могут привести к неверным представлениям о роли и функциях микрозаймов. Приложения для микрокредитования стали естественной и полезной частью финансовой экосистемы Кении, предоставляя решения тем, кто не имеет доступа к банковским услугам.
Opera представила четыре реальных контраргумента в своем финансовом отчете за четвертый квартал 2019 года, опубликованном в феврале 2020 года. Два из заявлений оспаривают некоторую информацию Гинденбурга о движении денежных средств и приобретениях компании. Два других утверждения представляют оказались довольно «туманными». Вот первый из них:
Продукты микрокредитования Opera были и остаются популярными среди пользователей в развивающихся рынках, а приложение OKash имеет средний рейтинг 4,2 из 5 звезд в магазине приложений Google Play в Кении и имеет более 71 000 отзывов. Кроме того, кредитные продукты Opera были проверены и продолжают публиковаться в Google Play.
Конечно, финансовые приложения с высоким рейтингом не доказывают, что отчет ошибочен. Это просто означает, что у многих людей не было проблем, или Opera проплатила за положительные отзывы. В последнем предложении также скрывается тот факт, что Opera незаметно обновила условия кредита после обнародования отчета, чтобы приложения соответствовали политике Google и не удалялись из Play Store.
Второе утверждение оказалось довольно глупым:
В кратком отчете говорится, что браузерный бизнес Opera потерял долю рынка после IPO, но не учитывается тот факт, что Opera значительно выросла как по количеству пользователей, так и по доходам после IPO.
Гинденбург заявил, что браузер Opera теряет пользователей с 2018 года, что легко проверить с помощью общедоступных данных, а встречное заявление Opera гласит: «Но наш общий доход и количество пользователей выросли!» Это не имеет ничего общего с первоначальным утверждением.
Можно подумать, что кредитные услуги Opera не имеют особого значения, поскольку они не связаны напрямую с браузером. Однако, веб-браузер может содержать очень много данных о вас: пароли, номера кредитных карт, доступ к сети, включенные разрешения на настольных и мобильных устройствах и так далее. Вам не следует доверять эти данные такой компании, как Opera, если данные, собранные с помощью ее кредитных приложений, являются каким-либо показателем.
Opera была поймана на лжи клиентам, преследовании их в случае просрочки платежей и нарушении правил Google Play Store в отношении грабительских кредитов. Затем компания сообщила новостным агентствам, что отчет был «необоснованным» и «вводящим в заблуждение», и при этом незаметно обновила свои кредитные приложения, чтобы они соответствовали политике Google. Интересно, что генеральный директор Opera на тот момент Джеймс Яхуэй Чжоу (James Yahui Zhou) до сих пор сохраняет свою должность. В компании ничего не изменилось
В погоне за трендами
Opera перешла на кодовую базу Chromium в 2013 году, поэтому интерфейс и некоторые собственные функции — единственные существенные различия между ней и Chrome, Vivaldi, Microsoft Edge и другими браузерами на основе Chromium. Opera не имеет финансовой поддержки со стороны крупной технологической компании, поэтому некоторые функции, которые в основном существуют для получения дохода, не обязательно являются необоснованными. Например, в браузере есть новостная лента Opera News с рекламой, а в Opera Mini интегрирован криптокошелек.
Развитие Opera в последние годы в основном связано с отслеживанием тенденций и разделением ресурсов между несколькими браузерами. Первым экспериментом после покупки компании стал Opera Neon, представленный в 2017 году как концепция нового дизайна браузера. Судя по всему, его обновляли в течение нескольких месяцев, а затем просто отказались от него.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев