По общим правилам, к этому возрасту малыш должен говорить короткими фразами, состоящими из 2–4 слов, и уметь задавать вопросы: «Что это?», «Почему?», «Зачем?». Но при оценке уровня речевого развития важно отличать ровно 2 года от 2 лет 4 месяцев или 2 лет 8 месяцев. Дело в том, что после двух лет детский словарный запас стремительно растет и к третьему году достигает 1000-1200 слов.
У двухлеток построение предложений имеет свои особенности. Ребенок активно использует существительные, глаголы, прилагательные и практически не пользуется числительными, причастиями и деепричастиями. Чтобы обозначить цвет, размер, форму, качество и свойства различных предметов, ему вполне хватает прилагательных.
Если малыш произносит отдельные слова, но пока не объединяет их во фразы, это не говорит о задержке речевого развития. Скорее всего, он еще не дозрел до простых предложений. Ребенок учится строить фразы, слушая речь взрослых. Чтобы «разговорить» малыша, задавайте ему наводящие вопросы: что делает лягушка, какой мячик, куда бежишь.
Лечение задержки речевого развития
В этом случае правильнее говорить о коррекции, а не о лечении, поскольку задержка речевого развития — не болезнь.
Но проблема довольно распространенная. Как правило, у таких детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, который связан с неблагополучной беременностью и родами. В дефектологии таких детей называют «группой риска» (3).
В дошкольной педагогике не существует строгих норм речевого развития ребенка. Каждый проходит свой индивидуальный путь. Ученые считают весь период речевого развития, от 1 года до 6 лет, сензитивным, то есть чувствительным к восприятию речи окружающих и зависящим от разных факторов внутренней и внешней среды (3).
Но если вас тревожит недостаточная речевая активность малыша, или в течение 2-3 месяцев он находится на одном уровне развития, не прогрессируя, лучше обратиться к специалисту.
Вначале ребенка стоит показать педиатру, а он, если это необходимо, даст направление для консультации к логопеду, лору, дефектологу, детскому неврологу или психоневрологу. После проведения необходимой диагностики врач может констатировать «задержку речевого развития».
Для коррекции применяют физиотерапию, массаж и различные медикаментозные препараты. При задержке речевого развития у ребенка важен комплексный подход: наблюдение врача, процедуры и активная помощь родителей.
Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях
Комментирует врач-логопед детской «СМ-Клиника» Оксана Клоновец:
— Для возникновения речи нужны слух, понимание, артикуляция, накопленный словарный запас, а главное — мотивация. Исключите гаджеты и посторонние шумы, играйте, общайтесь с ребенком, вовлекайте его в разговор. Хорошие варианты: совместные обеды, походы в зоопарк, театр, в гости, обсуждения. Важен визуальный контакт. Используйте жесты, мимику, вводите в обиход ритуалы приветствия и прощания. Речь формируется на фоне эмоционального подъема и интереса. Привлекайте ребенка к своей деятельности, что-то делайте вместе.
Вот основные шаги, которые помогают малышу заговорить.
Учите ребенка имитации, игре — а в процессе можно работать над навыками самообслуживания, выполнять простые просьбы, обмениваться впечатлениями.
Уделяйте внимание моторному развитию: рисуйте, лепите, учите развязывать шнурки. Работайте над кистевым праксисом: учите переливать, пересыпать зернышки и т. д.
Занимайтесь конструированием.
Развивайте слуховое восприятие: ребенок должен различать звуки. Используйте звукоподражание наряду с названием предмета или действия, например: «собака гавкает» — «гав-гав», «водичка капает» — «кап-кап» и т. п.
Развивайте артикуляцию: полезно жевать курагу, облизывать верхнюю губу, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики.
Выполняйте задания на классификацию по размеру, форме и цвету. Это удобно делать с использованием прозрачных контейнеров для раздельного хранения игрушек, одежды, книг.
Работайте над расширением словарного запаса ребенка: читайте книги, играйте в сюжетно-ролевые игры, беседуйте, рассказывайте сказки.
Чем раньше будет преодолена задержка речевого развития, тем полноценнее и спокойнее пойдет дальнейшее общее развитие ребенка.
Отзывы специалистов о речи двухлетнего ребенка
Комментирует Саида Хашба, детский невролог филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— Для начала необходимо понять природу задержки речи. Причиной может быть неврологический дефицит, вызванный последствиями отягощенной беременности (хроническая гипоксия плода, внутриутробная инфекция, угрозы прерывания и т. д.) или родовой травмы. Перед постановкой диагноза необходимо провести инструментальные методы диагностики, такие как нейросонограмма — для малышей с открытым большим родничком, или МРТ с наркозом, которые могут подтвердить поражение головного мозга, позволят определить степень критичности. На основании результатов врач даст родителям прогноз дальнейшего развития ребенка.
В случаях с подтвержденным поражением центральной нервной системы можно говорить о задержке психомоторного развития. Для таких детей необходим комплексный подход: наблюдение врача-невролога, постоянная реабилитационная терапия, занятия с нейропсихологом, нейродефектологом и логопедом. Невролог установит диагноз, назначит медикаментозную поддержку для коррекции неврологического дефицита, рекомендует реабилитационную терапию и консультации специалистов.
Дальше родителям придется набраться терпения и довериться реабилитации. Без регулярных занятий с дефектологом, логопедом и реабилитологом эффективность медикаментозной терапии будет низкой.
В случаях, когда наблюдаются гармоничное развитие ребенка, соответствие двигательного развития возрасту, отсутствие патологической неврологической симптоматики, но выраженные нарушения психического развития, невролог рекомендует консультацию психиатра, что необходимо для установки или исключения патологий.
Причинами задержки речевого развития могут быть не только патологические состояния. Возможно, ребенок перенес сильный стресс или был напуган. В подобных случаях цель невролога исключить патологию и также направить на консультацию к психотерапевту или психиатру.
Рассказывает врач-логопед детской «СМ-Клиника» Оксана Клоновец:
— К нам в клинику часто обращаются родители неговорящих малышей и детей с задержкой речевого развития. Чтобы выбрать оптимальные пути компенсации и коррекции для каждого конкретного ребенка, важно понимать разницу между патологическим и задержанным развитием.
Для каждого возраста существуют свои нормы. Например, ползать малыш начинает в 6 месяцев, а ходить — с 12 месяцев. Такие же нормы существуют и для оценки речевого развития ребенка. В 8-10 месяцев появляется обращенный к слушателю лепет и слова «папа-мама». В 12-14 месяцев — первые слова: «дай», «буду», «киса», «баба» и так далее. В 16-20 месяцев происходит интенсивное обогащение словаря. В 18-24 месяца слова уже объединяются во фразы, появляется фразовая речь: «буду спать», «дай лялю», «хочу пить» и т. д.
Учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, допустимо к названным нормам прибавить 1 год. Это задержанное развитие. Все, что свыше 1 года — уже патология. Таким образом, если в 1 год и 8 месяцев нет обращенного лепета и слов «мама», «папа», если в 2 года 2 месяца нет первых слов, если в 3 года не появилась фраза с грамматически верным оформлением, это патологическое развитие.
Причинами как задержанного, так и патологического развития могут быть:
снижение слуха и зрения,
врожденная слабость или патологии мышц органов артикуляции,
органические поражения головного мозга перинатального генеза,
травмы и воспалительные заболевания головного мозга,
поражения ЦНС,
влияние социально-психологических и бытовых факторов: педагогическая запущенность, двуязычие в семье, нервозная обстановка дома.
Пассивное выжидание родителей в ситуации задержки речевого развития приводит к потере драгоценного времени. Ведь чем раньше обнаружено патологическое отклонение и начато лечение, тем выше вероятность полного или частичного формирования речи. Если вы обнаружили отклонения в речевом развитии малыша, следует как можно скорее обратиться к логопеду. Возможно, потребуется помощь врача-невролога, психиатра, дефектолога, психолога, стоматолога и других специалистов.
#хозяйкеназаметку
Нет комментариев