После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года и отступления Красной армии тысячи еврейских беженцев устремились на восток. Однако около 5 тысяч из них погибли в ходе военных действий и около 15-16 тысяч сумели добраться до неоккупированных территорий СССР. Остальные евреи Латвии остались под немецкой оккупацией и почти все погибли[17]: из 80 тысяч человек уцелело около тысячи[16].
Организованно эвакуировались лишь небольшая часть евреев, поскольку транспорт предоставлялся только для выезда коммунистического, комсомольского и государственного руководства. Остальные уходили стихийно, своими силами. Существует ряд свидетельств, что советские пограничники блокировали беженцев из Латвии на старой советско-латвийской границе до 3 июля, поскольку после присоединения Латвии к СССР граница между ними продолжала существовать[18][19][20].
Рига была оккупирована 1 июля, а вся территория Латвии — к 8 июля 1941 года[21]. На территории Латвии оккупационные власти создали генеральный комиссариат «Латвия» в составе рейхскомиссариата «Остланд». Штаб-квартира главы «Остланда» Генриха Лозе находилась в Риге. Генеральный комиссариат возглавил Отто-Генрих Дрехслер. Комиссариат разделялся на 6 округов во главе с гебитскомиссарами. Главой полиции безопасности и СД генерального комиссариата «Латвия» в августе 1941 года был назначен оберфюрер СС Вальтер Шрёдер[нем.] С осени 1941 года массовыми акциями уничтожения в регионе в целом и в Латвии, в частности, руководил оберфюрер СС и обергруппенфюрер полиции СС Фридрих Еккельн. Назначая Еккельна на работу в рейхскомиссариат «Остланд», Гиммлер отдал единственное прямое указание — уничтожить евреев в рижском гетто[22].
Хотя письмо Геринга Гейдриху о том, что необходимо «предпринять все организационные, практические и материальные меры для окончательного решения еврейского вопроса в германской зоне влияния в Европе» было датировано 31 июля 1941 года, айнзацгруппы для ликвидации еврейского населения и коммунистов стали создаваться уже в середине июня и даже ранее, ещё до нападения Германии на СССР[16]. Уничтожение евреев в Прибалтике было возложено на Айнзатцгруппу А под командованием генерал-майора полиции и бригадефюрера СС Вальтера Шталекера. Айнзатцкоманда 2 действовала на территории Латвии, а её подразделения базировались в Лиепае, Риге, Шауляе. В конце 1941 года команда была реорганизована и разделена на территориальные команды полиции безопасности и СД генерального округа «Латвия»[23].
Для осуществления ряда задач, включая уничтожение евреев, оккупанты создали полицейские и военные формирования из местных жителей, в частности вспомогательную полицию, полицейские батальоны и Латышский добровольческий легион СС. Все они подчинялись немецкой полиции безопасности и СД. Помимо этих официальных структур под контролем немецких спецслужб летом 1941 года действовали так называемые группы «самообороны» (латыш. Pašaizsardzības spēki), которые обычно возглавляли либо бывшие офицеры латвийской армии, либо руководители закрытой в июне 1940 года военизированной организации айзсаргов[24]. В рамках генерального комиссариата было создано также марионеточное Латвийское самоуправление во главе с Оскарсом Данкерсом[25].
Ход уничтожения
править
Погромы и массовые расстрелы 1941 года
править
См. также: Массовое убийство в Елгаве, Рижский погром и Массовые убийства в Лиепае
Солдаты 21-го латвийского полицейского батальона собирают на пляже вблизи Лиепаи группу евреев для казни, 15 декабря 1941 годаНемецкая карта-отчёт айнзатцгруппы А
Убийства латвийских евреев начались сразу после вступления на территорию Латвии немецкой армии: уже 23 июня в городке Гробиня членами подразделения (EK 1a) айнзатцгруппы A были убиты 6 евреев[26]. Уничтожение еврейского населения продолжалось весь 1941 год и к началу 1942 года большинство латвийских евреев были убиты. В расстрелах также принимали активное участие латышские коллаборационисты.
Погромы, избиения и издевательства над евреями начались 1 июля, когда немецкая армия вступила в Ригу. Латышская пресса, особенно газета Tēvija, которая начала выходить в Риге в июле распространяла антисемитские настроения. По словам спасшегося из Рижского гетто Бернхарда Пресса «интеллектуальная элита, как и большинство латышского народа, полностью увлеклась уничтожением евреев и не только подгоняла кровопролитие, но и участвовала в нём»[16].
Массовые убийства начались с погрома в Риге 4 июля 1941 года, когда коллаборационистами было уничтожено 20 синагог и убито, сожжено заживо около 2 тысяч евреев[27]. Бывший министр иностранных дел Латвии Людвигс Сея (1885—1962) фиксирует в своём дневнике за 3 июля: «В ночь со 2 на 3 июля произошли аресты жидов. 3 июля арестованных заставили работать»[28].
В первые дни оккупации в Риге проводились так называемые «ночные акции», когда группы вооружённых людей врывались в еврейские квартиры, грабили, уводили мужчин, которых чаще всего расстреливали в Бикерниекском лесу[29].
До 11 июля коллаборационисты из так называемой «самообороны» и просоединившиеся к ним убили около 7 тысяч евреев. 8 июля, когда вермахт оккупировал всю территорию Латвии, «самодеятельность» латышских вооружённых отрядов была прекращена, в дальнейшем они были расформированы, а желающие вступили во «вспомогательную полицию» (шуцманшафт) под контролем и руководством немецких властей[30]. 12 июля Людвиг Сея отмечал в дневнике: «Уничтожение жидов происходит в больших количествах. Прошлой ночью расстреляно примерно 1000 жидов… Уничтожение жидов доверено „Перконкрустсу“. Латышский народ жидов не жалеет. Если бы не было немецких действий, думается, жиды бы легко отделались, потому что наши люди мягкосердечны»[28].
С середины июля началось истребление евреев в провинции[29]. Шталекер составил отчёт, в котором указал число евреев, убитых айнзатцгруппой с конца июня по 15 октября. В частности, в отчёте было указано, что местные коллаборационисты оказывают большую помощь в уничтожении евреев. В приложении № 8 к отчёту были приведены цифры, согласно которым за указанный период в Риге и её окрестностях, Елгаве, Лиепае, Валмиере и Даугавпилсе казнено 30 025 евреев, ещё 5500 уничтожено в ходе погромов. Эти данные выживший узник Рижского гетто Бернхард Пресс считает заниженными, а генерал Еккельн на суде в 1946 году показал, что точные данные о количестве убитых установить невозможно, так как помимо латвийских евреев, уничтожению были подвержены и беженцы из Литвы. «Много евреев было уничтожено ещё до того, как мы, немцы, переняли власть», — сообщил генерал[16].
Массовые расстрелы рижских евреев производились в июле-сентябре в Бикерниеках, 30 ноября и 8 декабря — в Румбуле. До конца 1941 года было убито около 62 тысяч евреев Латвии[31].
Бывший член «Перконкруста» Мартиньш Вагуланс из Елгавы сформировал сеть «латышских СД» с отделениями в Елгавском районе, в Бауске, Тукумсе, Екабпилсе. В его формирование входили бывшие айзсарги и полицейские. К концу июля 100 человек под его руководством убили 300 евреев, из них 100 в Елгаве. В начале августа команда Вагуланса расстреляла 1550 евреев Елгавы, после чего, в отличие от команды Арайса, подразделение было расформировано, а его члены были включены во вспомогательные полицейские формирования «Шуцманшафт»[32][33].
Дискриминация и создание гетто
править
Немецкий агитационный плакат на латышском: «Еврей к вам не относится»
13 августа 1941 года немецкие власти выпустили так называемые «Временные правила по обращению с евреями». В них описывались меры отношению к евреям, среди которых выделяли чистокровных евреев и их потомков до четвёртой доли крови, а также лиц, принявших иудаизм или состоявших в официальном либо неофициальном браке с евреями. Согласно Правилам, евреи были обязаны носить на одежде шестиконечную жёлтую звезду, им запрещалось хождение по тротуарам, пользование любым транспортом, посещение общественных мест, спортивных и культурных мероприятий, ритуальный убой скота, хранение радиоприёмников и пишущих машинок[34].
26 июля было создано гетто в Даугавпилсе[35]. 23 августа по приказу Генриха Лозе было создано Рижское гетто. К 25 октября, когда было закончено принудительное перемещение евреев Риги в пределы гетто, и ворота закрылись, в гетто находились 29602 человека. Первоначально было огорожено колючей проволокой, затем — шестиметровым забором. Юденрат возглавлял адвокат М. Эльяшев. 26 ноября территория была разделена на две части, в одной из которых содержали трудоспособных жителей, владеющих рабочими специальностями, без членов семей. Гетто было создано также в Лиепае.
К октябрю 1941 года в Латвии уцелело 40 тысяч евреев, которые в основном находились в трёх гетто: рижском, даугавпилсском и лиепайском[36].
Уничтожение оставшихся и иностранных евреев
править
По приказу Фридриха Еккельна 30 ноября и 8 декабря 1941 года было уничтожено 24—25 тысяч узников рижского гетто. Непосредственно расстрелами занималось всего 12 человек, привезённых Еккельном из Украины. 15 и 16 декабря 21-й полицейский батальон уничтожил узников Лиепайского гетто — 2749 евреев[36].
В конце 1941 начале 1942 года в Латвию было депортировано около 20 тысяч евреев из Германии, Австрии, Чехии и других европейских стран. Большинство из них попало в Рижское гетто. Все они были уничтожены нацистами[37]. Некоторые источники полагают, что иностранных евреев было значительно больше — до 50 тысяч[38].
Основные места захоронений
править
Всего в Латвии (по данным Чрезвычайной комиссии по расследованию нацистских преступлений) количество жертв в обследованных местах захоронений оценивается в 300 тысяч человек. В том числе[22]:
Бикерниекский лес 46 500
Румбульский лес 38 000
Дрейлинский лес 13 000
Ж.д. станция «Шкиротава» 450
Зиепниеккалнс 39 500
Православное кладбище 1500
Лютеранское кладбище 400
Кладбищенская ул. (Капу) 800
Бишу-Муйжа 4650
Канатная фабрика 13 900
Новое еврейское кладбище 14 500
Старое еврейское кладбище 6000
Панцырские казармы «Яталаг-350» 15 000
Саласпилсские лагеря 101 100
Православное кладбище, ул. Варну 500
Срочная тюрьма 3500
Местечко Баложи 1000
Шкедские дюны под Лиепаей 3681
Нацистская пропаганда
править
Траурные объявления в нацистской газете «Тевия», приписывающие убийства, совершённые НКВД, евреям

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев