Словом «медитация» обозначают несколько различных понятий, которые используются при объяснении принципов буддийской йоги.
1) Дхьяна (тиб. bsam gtan) — медитативная устойчивость, погружение, медитация в узком смысле, одна из трёх буддийских дисциплин наряду с мудростью (праджня, тиб. shes rab) и нравственностью (шила, тиб. tshul khrims). Технически, дхьяны это уровни погружения в состояние покоя за пределами грубого рассудочного ума, но это всё ещё ум, это не состояние освобождения, хотя грубые мучительные процессы и приостановлены временно. Дхьяны не являются исключительным достоянием буддийской йоги — это общечеловеческие ступени: буддийские учителя иногда называют их «общий путь буддистов и небуддистов». Сиддхартха Гаутама до того, как стать Буддой Шакьямуни, учился дхьяне у других учителей и обнаружил, что сама по себе дхьяна не даёт освобождение.
2) Самахита (тиб. nyams bzhags) — равновесие, ровное пребывание, «намедитированное», «собранное». Относится к переживанию во время формальной сессии созерцательной практики и противопоставляется «последействию» (пристхалабдха, тиб. rjes thob), то есть следу, эффекту, который какое-то время сохраняется в состоянии йогина по завершении сессии формальной практики.
3) Бхавана (тиб. sgom pa) — взращивание, освоение. Процесс культивации, стабилизации, освоения полученного опыта и знания, привнесения его во все возможные состояния ума, вплоть до наитончайших. Входит в триаду «воззрение-медитация-поведение» (дришти-бхавана-чарья, тиб. lta ba, sgom pa, spyod pa), известных как «три аспекта пути».
4) Самадхи, (тиб. ting nge ‘dzin) — сосредоточение, собранность или же созерцание. Наиболее многозначный термин, чей точный смысл зависит от того, в контексте какой колесницы (класса различных систем практик) он используется. В контексте сутры, самадхи связано с принципом однонаправленного сосредоточения и зачастую эквивалентно дхьяне, но не просто как погружение в глубины ума, а в сочетании с тем или иным аспектом знания. В контексте тантры, оно прежде всего связано с удержанием в уме образа мандалы и божества и является одним из трёх аспектов тантрического метода: мудра (жест), мантра (звук) и самадхи (сосредоточение). В контексте высшей тантры, самадхи не столько визуализация, сколько пребывание в узнавании фундаментальных характеристик состояния индивида: пустоты, ясности и конкретного проявления (в последнем случае используется вспомогательная визуализация). В методе дзогчен, самадхи— это безусильное и ненамеренное пребывание в знании природы ума, изначального состояния.
В силу такого разнообразия терминов и смыслов иногда, когда речь идёт о медитации, следует уточнять, что именно имеется в виду.
Позвоните по тел. +7 (812) 409-98-08 и получите бесплатную консультацию.
Также ждем вас в нашей клинике «Тибетский доктор» по адресу Санкт-Петербург, ул Звенигородская, д. 9 www.doctortibet.com
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев