------------------------------------------------------------------------------
ПРИМЕР НЕВРОЗОПОДОБНОГО СИНДРОМА:
Михаил 40 лет. Несмотря на очень быструю, прерывающуюся речь, полностью отсутствовали какие-либо страхи и комплексы. Его уверенность в себе особенно проявлялась в публичных выступлениях. Он мог произнести блестящий монолог, после чего прийти домой и снова безобразно заикаться. Мы начали с того, что замедлили речь, чтобы возбуждение не преобладало над процессом торможения, а потом ещё год тренировались через ситуации,
Жизнь – не сцена. Здесь кратковременное осложнение после сильного испуга имеет статус жизненного опыта, а значит, получает две перспективы. Либо остаться в памяти забавным случаем. Либо найти применение в качестве защитной модели поведения. Ведь заика в обществе воспринимается сострадательно – как лицо с ограниченными возможностями. Особенно, если заикание сопровождается лицевым тиком, морганием, гримасами и проч. И если у доски такой человек демонстрирует незнание материала, то отношение к нему, по сравнению с обычным оболтусом, будет щадящим. Убогих на Руси уважают. Однажды уловив такого рода защищённость, ребенок не забудет это состояние. Оно обязательно будет востребовано в минуту опасения, что его сейчас обидят, и тогда заикание "включится" как бы само собой. Оно как скафандр оградит своего обладателя от насмешек и издевательств. И чем больше удовлетворения он будет получать от полученного ощущения, тем быстрее будет происходить привыкание. Со временем заикание превратится во вредную привычку – возбуждение коры головного мозга будет вызываться самой необходимостью говорить.
Думаю, такого рода идеомоторику правомочно рассматривать в ряду таких поведенческих рефренов, как щелкание суставами пальцев или сморкание с помощью пальца. Таким образом, заикание (как и утрату дара речи, картавость, запинание и т.д.) стоит относить в феноменам социального происхождения. Следовательно, устранение психотравмы, которая дала первичный опыт нарушения речи, решающей роли не сыграет. Надо устранять вредную привычку.
Это та же самая задача, которая стояла перед доктором Хиггинсом в мюзикле "Моя прекрасная леди". Как известно знаменитый профессор заключил пари, что сможет отучить вульгарную торговку Элизу Дулиттл от её уличной манеры разговаривать и действовать, чтобы выдать ее за настоящую леди. Примерно тот же путь должен проделать психотерапевт, взявшийся за лечение логоневроза как дурной привычки, выработанной дурным окружением. При этом ему необходимо будет учитывать, что заикание как всякий способ защиты от себе подобных, будет подсознательно оставаться "полезной привычкой".
_______________________________________________
ПСИХОЛОГ, ЛОГОПЕД АННА ФЁДОРОВА:
Избавление от заикания зависит не столько от мер терапии, сколько от усилий самого заики. Например, вышеприведенный случай имел поучительное продолжение. Парень вырос, учась интуитивно справляться с заиканием. Наблюдая за своими реакциями, выработал механизм защиты, известный в психологии как замещение – это когда квази-потребность находит выражение в совсем другом действии, более приемлемом. В данном случае, заикание пропадало, когда возмужавший парень отдавал команды, то есть брал на себя ответственность за развитие ситуации. Отследив этот момент, он выбрал соответствующий род деятельности. В ФСБ дослужился до майора.
Другой случай – он также может служить иллюстрацией к роли самого заики в процессе освобождения от расстройства. Мужчина, чтобы справиться с тяжелым заиканием, намеренно устроился работать консультантом продаж, где ему приходилось идти против своих страхов и очень много разговаривать с людьми. Таким образом он сумел развить в себе ассертивность (комплекс адаптивных навыков для комфортного существования в обществе), и заикание дало задний ход. Психологам осталось лишь убрать мелкие рудименты.
Случаев много – вывод один: к каждому расстройству необходимо искать индивидуальный подход. Общим может быть все, что составляет сферу увлечений.
Например, спорт. Мы его рекомендуем многим клиентам, так как в коррекции заикания особенное значение имеют физическая форма. Кроме того, сама работа с заиканием непростая и порой составляет длительный процесс, а спорт воспитывает волю к победе, которая очень нужна в зигзагообразном процессе психокоррекции.
Очень важно, чтобы человек высыпался. И вообще, для избавления от логоневроза очень важно, чтобы у человека были нормальные бытовые условия.
_________________________________________
ВИДЕО: Лечение заикания с помощью гипноза и внушения. Психотерапия СССР.
Нет комментариев