«…Я, Шрубова Анна Даниловна, до начала войны прожи-вала в городском поселке Кировск. Имела семью: мужа, трех сыновей, дочь. Старший сын Шрубов Александр Панфилович перед началом войны приехал в отпуск его война застала в Кировске. С первых дней войны он начал искать встреч с бойцами Красной Армии, которые уходили из плена занятой территории немцами. И так продолжалось до декабря 1941 года. В декабре 1941 года был сделан обыск в доме, и старший сын был аре-стован немецкими гестаповцами. Просидел девять суток в тюрьме, а на десятые сутки удрал из тюрьмы ночью. Ушел в деревню Добосна к моей сестре Ивановой Ольге Даниловне и брату Пеньковскому Вячеславу Даниловичу (Иванова Ольга Даниловна была связной партизанского полка Кировской бригады от 20 сентября 1942 года по 25 июня 1944 года).
Пеньковский Вячеслав Данилович, ушел из плена, где их часть была разбитом под Могилевом. По профессии врач-хирург. Вернулся к сестре в Добосну, а затем в 1942 году ушел к партизанам в 537-й партизанский полк Кировской бригады, но при выполнении боевых заданий погиб, похоронен в деревне Уболотье Кличевского района.
Брат, Пеньковский Вячеслав Данилович встречает моего сына в декабре 1941 года, скрывает его, а затем отправляет его в Жлобин к Зайцеву (к своему бывшему командиру по части, который проживал в Жлобине). Со Жлобина он перешел в 537-й партизанский полк Кировской бригады в 1942 году. Был разведчиком.
Как мать, я держала связь с сыном, передавала все необходимое для партизан. Я встречалась и держала связь с Михолап-Комар Полиной Григорьевной, Тиховодовой-Демидовой Марией Васильевной, где передавала медикаменты, мыло (которое варила из убитых собак), перевязочный материал, соль, табак, одежду. Я как связная ходила на встречу с разведчиками Ничипоренко, не раз встречалась с сыном в деревнях Добосна, Добротино, Песцово (Кировского района), где приносила точные сведения о расположении немецких гарнизонов. Выполняла задания диверсионной группы, доставала тол и другие взрывчатые вещества. Передала подрывникам 20 килограмм тола, 30 метров бикфордова шнура, несколько взрывателей командиру Силкину. Достовал этот материал мой сын Шрубов Евгений Панфилович. Разведчикам Ничипоренко, Коваленко, Дрозду, Шрубову передавал продукты питания, соль, обувь, табак и одежду.
Сын, Шрубов Евгений Панфилович был забран немецкими властями и его увезли, но он по дороге с Хитряковым Мифодием удрали в Жлобине у ушли в 537-й партизанский полк Кировской бригады и находились до освобождения Кировского района, а потом ушли в действующую Советскую Армию.
Несколько раз, я как связная ходила в Рогачев, где встречалась с моим двоюродным братом Рожиковым Афанасием, который давал мне точные данные о расположении железнодорожной магистрали Бобруйск-Жлобин-Рогачев, узнавала о численности железнодорожной охраны, месторасположении вражеских укреплений и подходы к железнодорожному полотну. По возвращению передавала точные сведения подрывникам и командиру товарищ Силкину.
Мой муж, Шрубов Панфил Федорович был несколько раз арестован, последний раз арестован в августе 1943, но благо-даря следователю Кузьмину (забыла имя и отчество), который тоже был связной, я держала связь с ним, и он его выпустил из тюрьмы и сказал:
– Немедленно нужно уходить в партизанский отряд!
И когда я вернулась домой, сейчас же отправила дочь Шрубову Марию Панфиловну и сына Шрубова Федора Панфиловича (раньше ушел из Кировска сын), а через два часа ушла дочь. Я осталась ожидать мужа. К вечеру вернулся из тюрьмы муж (я до настоящего времени осталась благодарна следователю Кузьмину, который тоже был связным и работал на всех честных людей).
В это вечер из Добосны приезжает мой брат-инвалид Пеньковский Александр Данилович, с больной дочерью, но она умирает ночью. Я вместе с мужем сделали все для похорон племянницы. Ушли как провожать. Это было в конце августа 1943 года. Выехали из Кировска, но в этот момент я смогла положить 2 винтовки и 100 патронов под гробик и так мы добрались до Добосны, а затем утром рано на рассвете перешли в брод реку Добосна и ушли на Песцово, где встретили нас разведчики Ничипоренко, Шрубов (сын), Коваленко.
И так я, как связная ушла из опасности для жизни. Ушла в 537-й партизанский полк Кировской бригады 6 сентября 1943 году.
И вот о том, что работала связной к 537-у партизанскому полку с 10 января 1943 года по 5 сентября 1943 года, по день ухода в партизанский отряд по 6 сентября 1943 года. У меня нет документа, в партархиве почему-то я не зарегистрировано как связная. Прошу помочь мне пакет документов…»
Ратные подвиги Анны Даниловны отмечены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (08.01.1946), «За боевые заслуги» (18.09.1965), юбилейными медалями «орденом Отечественной войны II степени (06.11.1985), знаком «25 лет победы в Великой Отечественной войне» (08.05.1970), юбилейными медалями «Двадцать лет П-беды в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (25.09.1965), «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (08.05.1975), «60 лет Вооружённых Сил СССР» (25.11.1979), «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (08.05.1985),
Мирное время
После войны Анна Даниловна Шрубова проживал в городе Кировск.
Пеньковская Серафима Даниловна
Родилась Серафима Пеньковская 5 августа 1902 года в деревне Добосна Тихиничской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии. Воспреемники: Добоснянской ц. и.д. псаломщика Григорий Михайлович Бекаревич и псаломщика Михаила Бекаревича дочь девица Анна Михайлова Бекаревич. Сведений о Серафиме больше не имеется, возможно умерла в младенчестве. Иванова (Пеньковская) Ольга Даниловна
Родилась Ольга Пеньковская по военным документам в 1902 (по метрической книге она родилась 12 июля 1904) году в деревне Добосна Тихиничской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии. Воспреемники: Озеранской Свято-Николаевской ц. псаломщик Григорий Михайлов Бекаревич и Анна Михайлова, жена псаломщика Добоснянской ц. Митрофана Николаева Чесского.
Ольга Даниловна получило начальное образование в Добоснянской четырехлетней школе. Работала в колхозе «Коммунист». Вышла замуж за Иванова Дениса Панфиловича. В семье родилось трое детей: Константин, Лидия 1937 г.р., Валентина 1939 г.р.
Великая Отечественная война
С 20 сентября 1942 года по 25 июня 1944 года числится связной партизанского отряда № 537.
Боевая характеристика на связную партизанского от-ряда № 537 Ивановой О.Д.:
«В сентябре 1942 года гражданка Иванова прожиающая в д. Добосна связалась с агентурой 537 полка и до 1944 года оказывала всевозможную помощь разведчикам 537 полка.
У нее на квартире оставались на дневное наблюдение за противником разведчики Ничипоренко и Кугаевский П.И. При отступлении немецких войск за связь с партизанами была тяжело ранена в челюсть (30.01.1966)».
Заявление в райком К.П. Беларуси от гражданки Ивановой Ольги Даниловны, проживающей в г. Нежин, Черниговской обл. от 2 февраля 1966 года:
«С 1942 года и по день освобождения Беларуси от немецких фашистов, я гражданка Иванова О.Д. в прошлом проживающая в селе Добысна колхоз «Коммунист» Кировского района была связной в партизанском отряде, который дислоцировался в лесах Могилевской области, за что немцами казнен мой сын и муж, я случайно осталась жива, но стала вечной калекой, брат партизан, врач Пеньковский В.Д. убит немцами, все мои родственники были в партизанском отряде, а братья в действующей армии, за боевые действия награждены высшими правительственными наградами. Немцами сожжен мой дом где и одновременно сожжен мой партизанский документ.
Прилагаю свидетельские показания о том, что я была связной связной в партизанском отряде, прошу райком партии дать мне справку. Мне 64 года, я уже старуха, без вашей справки я не могу оформить пенсию, которую я заслужила кровью и трудом. Прошу Вас не отказывать в моей просьбе. Изложенное подтверждаю собственноручной подписью».
Комментарии 9
Я был ещё совсем маленький, было мне года 4-5. (Примерно 1967-1968 год). Я с ним очень дружил. Он меня часто угощал печеньем и конфетами.
Потом он покончил жизнь самоубийством (повесился). Причину я не знаю. Помню, что я сильно плакал, так мне его было жаль.
. . . . . . Владислав
. . . . . Евгеньевич