Воспоминания о войне Николая Григорьевича Юхновца
К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2005 году в минском издательстве «Энциклопедикс» была выпущена книга «Кто есть кто в Республике Беларусь». В этой книге опубликованы и воспоминания бывшего несовершеннолетнего узника бобруйчанина Николая Григорьевича Юхновца. Сегодня мы приводим отрывок из этой книги, рассказывающий о том, какой запомнилась война Николаю Григорьевичу... Когда началась война, Н.Г. Юхновцу было 10 лет.
«Помнится, в тот воскресный летний день 22 июня 1941 года в нашем поселке появились двое учителей Жиличской средней школы и сообщили страшную весть: война! Наш поселок Рог Кировского района Могилевской области располагался как-то обособленно. Совхоз «Жиличи», где была средняя школа, находился в пяти километрах от него. На таком же расстоянии находился и сельский совет, расположенный в деревне Добосна. Районный центр — Кировск — в пятнадцати километрах. Ближайший лес — километрах в десяти.
Первое появление немцев, помнится, было в самом конце июня, когда уже вовсю бушевала пока не известная нам война. Все члены нашей семьи — отец, старшая сестра — попрятались, где кто мог. Я находился в хате. Слышно было, как немцы подошли к стоящей на крыльце маме и потребовали: «Масле, млеко, яйки!» Проехав улицу поселка, немцы убрались восвояси. Помнится, как немцы угоняли колхозное стадо коров, и сетования мужчин, что не разобрали коров по дворам. Вообще, где-то до лета 1942 года время проходило в напряженной, но относительно «спокойной» обстановке. За это время немецкие служаки, из местных, делили колхозное стадо лошадей и инвентарь, землю между крестьянами.
Где-то в декабре 1941 года полицай по имени Трифон сообщил в поселке новость: «Наши отступили от Москвы на 200 километров». Понятие «наши» у нас всегда ассоциировалось только с одним: наши — это красные, советские. На вопрос мужиков: «Кто это наши?», полицай рявкнул: «Наши теперь — немцы, пора отвыкать от старых привычек!». Это была первая долгожданная новость, так как сведения получать было не от кого. Если кто и узнавал новости, то лишь доверительно сообщал их самым близким и надежным людям.
Сентябрь 1943 года запомнилось другими событиями. Первое — горела деревня Песцово, находящаяся недалеко от леса, и огонь был виден, как на ладони. Второе — дневка в нашем поселке партизанского отряда. Отряд около тридцати человек вынужден был остановиться в поселке, где его застал рассвет. Возглавлял отряд Василий Александрович Савич, житель соседней, кишащей полицаями деревни Левковичи. На всех входах и выходах в поселок и из поселка были выставлены боевые посты. Из поселка никого не выпускали. Всех прибывших в поселок задерживали. Среди задержанных была и дочь местного бургомистра, о чем партизанам было известно. К счастью, никто из немцев и их прислужников в этот день не появился. После этой дневки иначе как «партизанским» наш Рог уже оккупантами и их прислужниками не назывался.
Комментарии 1
Здоровья.