Сражение в районе Дубно — Луцк — Броды:
Сражение в районе Дубно — Луцк — Броды (известно также под названиями танковое сражение в треугольнике Луцк-Броды-Дубно, контрудар мехкорпусов Юго-Западного фронта, танковое сражение под Бродами-Ровно и т. п.) — одно из крупнейших танковых сражений в истории, уступающее по масштабам только Курской битве 1943 года (в тех случаях, когда она в целом считается танковой битвой). Датируется 25-29 июня или 26-30 июня 1941 года. Являлась частью приграничных сражений 22-30 июня 1941 года и Львовско-Черновицкой стратегической оборонительной операции (22 июня — 6 июля 1941 года).
С советской стороны участвовали 5 мехкорпусов Юго-Западного фронта РККА, к которым затем присоединилась ещё 1 танковая дивизия, с немецкой — 4 танковых дивизии группы армий «Юг», объединённых в 1-ю танковую группу, к которым затем присоединилась ещё 1 танковая дивизия.
Первоначально задача советских мехкорпусов заключалась в ударе на Люблин, но затем задача была изменена на контрудар с целью окружения вторгнувшейся немецкой группировки. Советским войскам удалось задержать продвижение немецких частей, что позволило другим соединениям фронта не попасть в окружение (в отличие от Западного фронта) и отступить, но ценой огромных потерь в бронетехнике. В августе-сентябре 1941 года все 4 армии Юго-Западного фронта попали в уманский (6-я и 12-я) и киевский (5-я и 26-я) котлы и были расформированы.
Выдвижение войск
8-й мехкорпус
Во исполнение принятых решений 8-й мехкорпус генерала Д. И. Рябышева, поднятый по тревоге в 5.40 утра 22 июня и выведенный в район Чишки, Ваньковичи, Райтарсвиче (10 км западнее Самбора), прошёл в среднем 81 км. Подчинявшаяся ему авиаэскадрилья была полностью сожжена на аэродроме базирования в Стрые. Один из мотострелковых полков 7-й моторизованной дивизии попал под бомбёжку из-за того, что не получил своевременно приказа о выдвижении, и потерял 190 человек, в том числе 120 ранеными. Достигнув места сосредоточения, корпус в 20:40 того же дня получил приказ командующего Юго-Западным фронтом двигаться в Куровице и после ночного марша к утру 23 июня быть готовым к встрече противника — 47-го моторизованного корпуса вермахта.
К 11:00 23 июня головные части дивизий корпуса достигли окрестностей Львова (12-я танковая дивизия — Куровице, 7-я моторизованная дивизия — Миколаюв; 34-я танковая дивизия — Грудек Ягельоньски). Они поступили в распоряжение 6-й армии, командующий которой в 15:30 23 июня отдал приказ о повороте и сосредоточении корпуса в районе Яворов, Грудек Ягельоньски, Ярына, куда он прибыл к полуночи, пройдя в среднем 215 км.
В 6:00 24 июня корпус по частному приказу командующего 6-й армией № 005 начал переход в новый район: Красно, Олескэ, Броды, чтобы совместно с 15-м мехкорпусом уничтожить наступавшую на Дубно танковую группу противника. Марш совершался по двум дорогам, забитым войсками, во Львове отдельные части корпуса втянулись в уличные бои с украинскими националистами, поднявшими в городе вооруженное восстание. Из-за пробок на дорогах марш удалось завершить только после полудня 25 июня, потеряв по пути до 50 % матчасти из-за поломок и отсутствия горючего. До начала боев части прошли в среднем 495 километров.
Предполагалась организация наступления с южного направления, на Дубно, силами 8-го и 15-го мехкорпусов РККА с 8-й танковой дивизией 4-го мехкорпуса. В два часа дня 27 июня перейти в наступление смогли только наспех организованные сводные отряды 24-го танкового полка подполковника Волкова и 34-й танковой дивизии под командованием бригадного комиссара Н. К. Попеля. Остальные части дивизии к этому времени только перебрасывались на новое направление. Удар на направлении Дубно стал для немцев неожиданным, и, смяв оборонительные заслоны, группа Попеля к вечеру вошла на окраину Дубно, захватив тыловые запасы 11-й танковой дивизии противника и несколько десятков неповреждённых танков. За ночь немцы перебросили к месту прорыва части 16-й моторизованной, 75-й и 111-й пехотных дивизий и закрыли брешь, прервав пути снабжения группы Попеля. Попытки подошедших частей 8-го мехкорпуса РККА пробить новую брешь в обороне не удались, и под ударами авиации, артиллерии и превосходящих сил противника ему пришлось перейти к обороне. 29 июня 15-му мехкорпусу было приказано смениться частями 37-го стрелкового корпуса и отойти на Золочевские высоты в районе Бялы Камень — Сасув — Золочев — Ляцке. Вопреки приказу, отход начался без смены частями 37-го ск и без уведомления командира 8-го мехкорпуса Рябышева, в связи с чем немецкие войска беспрепятственно обошли фланг 8-го мехкорпуса. 29 июня немцы заняли Буск и Броды, удерживаемые одним батальоном советской 212-й моторизованной дивизии. На правом фланге 8-го мехкорпуса, не оказав сопротивления немцам, отошли части 140-й и 146-й стрелковых дивизий 36-го стрелкового корпуса и 14-й кавалерийской дивизии. Оказавшийся в окружении противника 8-й мехкорпус РККА сумел организованно отойти на рубеж Золочевских высот, прорвав немецкие заслоны.
Нет комментариев