Рисунок носит иллюстративный характер
Какие бедные приходы имел в виду Ермолай Лобов?
Первым местом его службы в должности священника с 27 июля 1879 года была Веремейская Ильинская церковь Чериковского уезда. Метрические книги по Веремейской церкви не сохранились. В Веремейках не было народного училища, жена священника — Александра Васильевна открыла частную школу в собственном доме, сама два года обучала детей. Лобова (Сущинская) Александра Васильевна, дочь священника. Окончила курс учения в Буйничском училище девиц духовного звания, имеет звание начальной учительницы. До замужества пять лет работала учительницей Гладковского народного училища Чаусского уезда, в должности с 11.09.1873, организовала в Гладкове хор. Здесь же законоучитель православного исповедания ее отец, священник Василий Петрович Сущинский, в должности с 1.09.1868, в службе с 21.11.1842. В сентябре 1897 года Василий Сущинский увольняется за штат, уступив место своему зятю, 2-му священнику Ряснянской церкви, того же уезда, Михаилу Косцюшко.
Около 1882 года в Веремейках у Лобовых родилась дочь Мария, в 1884 году — Надежда; в 1886 году — София, 26.08.1893 в 7 лет умерла от воспаления почек. Мария Ермолаевна Лобова упоминается среди воспреемников Новосельского прихода в 1902 году.
14 августа 1886 года преподано Архипастырское Его Преосвященства благословение за устройство хора и за труды по введению общего пения в церкви священнику Веремейской церкви Ермолаю Лобову.
Резолюцией Его Преосвященства от 5 сентября 1886 года Ермолай Лобов переведен к Новосельской (Новоселковской) Троицкой церкви Кормянской волости Рогачевского уезда.
8 марта 1887 года ему преподано Архипастырское благословение за труды по искоренению недостатков в его пастве. Разрешено носить черную скуфью при требоисправлениях на открытом воздухе. 17 февраля 1893 года награжден набедренником.
В метрических книгах Новосельской церкви содержатся сведения о рождении детей Ермолая Лобова:
— Владимир – 12 августа 1888 года. Воспреемники: ученый управитель Филипп Авакумович Яскевич и Левкадия Иванова Борсук (в 1925 году выдана справка о рождении по прошению Владимира Лобова);
— Александр – 15 апреля 1890 года. Воспреемники: Кормянской Николаевской церкви священник Александр Иоаннов Кутневич и жена землемера Левкадия Иоаннова Борсук (в 1910 году выдана справка о рождении по прошению Александра Лобова);
— Ольга – 11 февраля 1892 года. Воспреемники: коллежский секретарь Алексей Андреевич Демьянович и жена землевладельца с. Новоселок Левкадия Ивановна Борсук;
— Лидия – 6 мая 1898 года. Воспреемники: Кормянской Николаевской церкви священник Александр Иоаннов Кутневич и жена землемера Левкадия Иоаннова Борсук (в 1909 году выдана справка о рождении по прошению Александры Лобовой).
Возможно, что Левкадия Ивановна Борсук в девичестве Лобова и была родной сестрой настоятеля.
В Новоселках жила мать священника Марфа Григорьевна Лобова, умерла 6 июня 1898 года в возрасте 86 лет, вдова.
Устройство хора в Веремейках – это заслуга жены Ермолая Лобова, ею же организован хор и при Новосельской церкви. В епархиальных ведомостях за 1897 год напечатана статья под названием «Церковный хор, организованный женою священника»: «Недавно, случайно посетивший с. Новоселки Рогачевского уезда г. N. сообщает нам о в высшей степени отрадном и, насколько нам известно, беспримерном факте в нашей епархии – именно организации в названном селе женою местного священника Александрой Васильевной Лобовой церковного хора. Зная, какое неприятное впечатление на прихожан производит единоличное пение местного и к тому же безголосого псаломщика, эта примерная помощница своего мужа, несмотря на домашние недосуги (имеется большая семья), решилась посвятить все свое свободное, а подчас и несвободное, время общему делу. С минувшего ноября она занялась с учениками местной школы грамоты пением. Не имевших понятия о сколько-либо стройном пении, особенно церковном (в этом селе никогда не было церковного хора) пришлось учить исключительно с голоса. Дело весьма трудное, но при настойчивости и терпении оно пошло значительно успешнее, так что всего через один месяц, при ежедневных 2-3 часовых спевках, образовался правоспособный церковный хор. Хор состоит из 12 мальчиков и 3 девочек. Поют пока литургию, но готовятся и к дальнейшему. На литургии поют даже нотные – «Единородный сыне»… и Херувимскую. Поют на хорах и регентует безусловно сама учительница пения – упомянутая жена священника. Впечатление получается весьма отрадное. Прихожане сделались более усердными к храму Божию. Факт достоподражательный!».
В церковно-приходской школе Новосельского прихода законоучителем православного исповедания является священник Ермолай Лобов, а учителем состоит отставной военный писарь Андрей Евсеевич Грицкевич, обучавшийся в духовном училище, учащихся от 24 до 35 мальчиков.
Более 18 лет прослужил Ермолай Лобов в Новосельской церкви и в феврале 1905 года переезжает с семейством к новому месту службы в Добосну Тихиничской волости Рогачевского уезда.
Причт Добоснянской церкви на 1905 год состоял из священника и двух причетников. Псаломщиками служили Митрофан Чесский и Дмитрий Савинич, одним из них еще при священнике Чулкевиче был организован хороший хор.
С приходом Ермолая Лобова в октябре этого же 1905 года переходит в другой приход псаломщик Дмитрий Савинич, на его место назначается Петр Гринев из Словенской церкви Горецкого уезда. В декабре 1905 года Петр Гринев подает прошение об оставлении его на прежнем месте службы в Словенской церкви, прошение удовлетворено и на место псаломщика определен Евгений Крымский. Через два месяца, в феврале следующего 1906 года, согласно прошению, Евгений Крымский перемещен к Дудичской церкви Рогачевского уезда, а псаломщиком определен Порфирий Жулицкий, служивший ранее в Хлебнянской церкви Быховского уезда.
В августе 1906 года при Добоснянском приходе закрывается вторая должность псаломщика, и Порфирий Жулицкий перемещается к Трипутинской церкви Мстиславского уезда. Через два месяца он возвращается обратно в Добоснянский приход, поменявшись местами с оставшимся там псаломщиком Митрофаном Чесским.
Метрические книги Добоснянской церкви всегда велись псаломщиками, имеются и отдельные записи с почерком священника Лобова, у него красивый крупный и разборчивый почерк.
Хор при Добоснянской церкви и далее продолжил свое существование, но уже под руководством учительницы церковно-приходской школы Надежды Ермолаевны Лобовой, дочери местного священника. В августе 1907 года священник Минской епархии Георгий Лисовский дело хора Добоснянской церкви описывает так: «Отсутствие хорошо устроенного хора – это большой пробел в религиозной жизни приходов Белоруссии. Приходов, где имеются хорошие хоры, весьма немного. Причина этому – неимение опытных регентов, любителей и знатоков своего дела. Однако, есть кое-где счастливые уголки, где любители церковного пения могут получить полное духовное наслаждение. Такой счастливый приход – есть село Добосна Рогачевского уезда. Здесь имеется прекрасно организованный хор, человек в 30, хор, нисколько не уступающий любому хору губернского города. Голоса сильные, здоровые; постановка дела прекрасная. Я имел один раз удовольствие служить в селе Добосне, вследствие болезни местного настоятеля. Откровенно говорю, что служить при пении этого хора величайшее удовольствие: никакой усталости не чувствуешь. Хор этот поставлен на такую высоту местной учительницей. Обладая высокими природными дарованиями в пении и музыке, она, кроме этого, имеет удивительную любовь к церковному пению, удивительную энергию, настойчивость и терпение. Она вкладывает в хор всю свою душу, хор это для нее все. Сколько нужно терпения и любви к своему делу, чтобы разучить с неграмотными, деревенскими девушками, например, «Херувимскую» Симоновскую; концерт «к Богородице прилежно ныне притецем», «Милость мира» Архангельского? А ведь эти и множество других, чисто-концертных, вещей со своим хором она поет совершенно свободно, стройно гармонично; с полным знанием дела.
Насколько велика любовь этой труженицы к церковному пению, видно, между прочим, из того, что она, благодаря постоянным спевкам и разучиванию разных песнопений, несколько раз заболевала горлом. Но это нисколько не ослабило ее энергии, и она продолжает работать со своим хором на пользу прихода. Такие замечательные труженицы достойны всякого поощрения и похвалы».
В сентябре 1907 года в Святейший Правительствующий Синод крестьянином деревни Лещенки Добоснянского прихода Юшкевичем Александром Андреевичем (неграмотным) было направлено прошении следующего содержания: «6 мая сего года я был приглашен братом быть у него восприемником новорожденного младенца. Когда мы с восприемницей крестьянкой села Добосны Анной Чмелевой принесли младенца в дом священника для совершения над ним таинства крещения, то священник о. Ермолай Лобов заставил меня вынести из кухни купель, в которой находилась вода, и вылить ее на двор. Когда я стал выносить купель, то часть воды разлилась в кухне, так как купель была чрезвычайно полна, а одному выносить было тяжело, к тому же и неудобно. Заметя на полу воду, священник о. Лобов заподозрил меня в том, будто бы я разлил воду нарочито и, не говоря мне ни слова, стал наносить кулаками побои, сначала по спине, а потом по голове и лицу. От сильных побоев у меня сейчас же так опухла голова, что я не мог стоять, а потому мы с восприемницей принесли младенца обратно домой не крещенного. Крещение над тем младенцем было совершено уже на третий день после этого происшествия, и восприемником был не я, а другой крестьянин. Во время нанесения мне побоев священником о. Лобовым, в кухне кроме восприемницы был крестьянин, церковный сторож Добоснянской церкви Михаил Терентиев Юрков, который пришел в то время, когда процесс побоев был окончен и вода разлита.
Мною была подана жалоба совместно с другими прихожанами Добоснянской Пророко-Ильинской церкви Его Преосвященству Преосвященнейшему Стефану, Епископу Могилевскому, но мы не удостоились никакой резолюции.
На второе мое прошение, поданное мною Владыке, я получил резолюцию, что Владыко предоставляет мне право жаловаться административным порядком. Я же, как человек, имеющий христианскую душу считаю для себя низким служителя алтаря Господня ставить на одну доску в суде со всеми неверующими жидами и тому подобными людьми и этим унижать Сан Священства, а потому осмеливаюсь со слезами просить Святейший Синод соблаговолить рассмотреть мою обиду». За неграмотного крестьянина Александра Юшкевича по его личной просьбе расписался Григорий Шрубов.
К этому делу присоединена и жалоба прихожан с. Добосны Тихона Сапеги, Петра Худолея и других, всего шести лиц, о назначении следствия о священнике Ермолае Лобове, обвиняемом ими в вымогательстве, оскорблении бранными словами прихожан в церкви и других проступках, и о назначении к названной церкви другого священника.
Прошение препровождено, при указе, к Преосвященному Могилевскому с тем, чтобы по содержанию прошения, с возвращением оного доставлены были в Синод сведения и заключение.
Епископом Могилевским Святейшему Правительствующему Синоду был направлен рапорт: «Во исполнение указа Святейшего Правительствующего Синода от 26 октября сего года за № 12822, с возвращением приложенного при нем прошения Юшкевича, долг имею почтительнейше донести: 26 июня сего года мною было получено прошение от некоторых прихожан Добоснянской церкви, в котором они, заявляя о вымогательстве приходского священника Ермолая Лобова за требоисправления, между прочим, указали на случай, что когда 6 мая был восприемником крестьянин Александр Юшкевич, священник Лобов заставлял его выносить помои из кухни, а когда Юшкевич разлил их в передней, то священник бил его по щекам; ребенок же трое суток оставался не окрещенным. По содержанию этого прошения мною было истребовано от священника Лобова объяснение, по рассмотрении коего, прошение прихожан, как явно кляузное, и как произведенное недобросовестной партией людей, задавшихся целью всеми средствами, в том числе, постоянной клеветой, выжить священника Ермолая Лобова из прихода, дело оставлено мною без последствий».
Комментарии 1