Сергей Сергеевич Прокофьев
советский композитор, пианист и дирижер, народный артист РСФСР (1947). Родился в Сонцовке, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 — Р.М.Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Санкт-Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции (учился у А.К.Лядова, Н.А.Римского-Корсакова и Я.Витола), в 1914 — дирижирования (у Н.Н.Черепнина) и фортепиано (у А.Н.Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба Прокофьева с композитором Н.Я.Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни. Становление Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложней обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912: 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы ("Сарказмы", "Мимолетности"), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы Прокофьевым созданы 2 оперы ("Маддалена", 1913, и "Игрок" по Ф.М.Достоевскому, 1915—1916, 2-я редакция 1927), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915—1920), "Классическая" (первая) симфония (1916—1917), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика Прокофьева — активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова А.А.Ахматовой (1916) и напряженная экспрессия "Игрока"; живописность и поэтичность сказки "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой "Скифской сюиты" (1914—1915); острый гротеск "Сарказмов" и скоморошья сказочность балета "Сказка про шута...". С 1908 Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижер — исполнитель собственных произведений. Весной 1918 Прокофьев направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (главным образом в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 он живет в а с 1923 — в Париже. Зарубежный период творчества Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создает оперы: комическую "Любовь к трем апельсинам" по К.Гоцци (1919), замысел которой возник еще до отъезда за границу, и экспрессивную драму "Огненный ангел" по В.Я.Брюсову (1919—1927). Творческое содружество с С.П.Дягилевым, поставившим в 1921 "Сказку про шута...", стимулировало создание новых балетов для его труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928). В 1930 для театра "Гранд-Опера" был написан балет "На Днепре". В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были: 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930—1947), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917—1921, 1931, 1932). В последние годы пребывания за рубежом творческая активность Прокофьева стала снижаться — давал себя знать длительный отрыв от Родины. "В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни" ("Сергей Прокофьев". Статьи и материалы, 1965, страница 377). В 1927, 1929 композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 принимает решение окончательно возвратиться на Родину. Он становится в ряды активных строителей советской музыкальной культуры. В течение нескольких лет (с 1933) ведет занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В творчестве Прокофьева наступил период расцвета. Оно обогащается новыми значительными темами и идеями высокого гуманистического звучания. Выдающимся достижением советского и мирового искусства стал балет "Ромео и Джульетта" (1935—1936), в котором композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и реалистической силы. Опера "Семен Котко" по повести "Я сын трудового народа" В.П.Катаева (1930) смело и во многом успешно разрешала трудную задачу освоения современной темы в оперном театре. Значительное место в предвоенные годы занимала работа Прокофьева для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссерами — В.Э.Мейерхольдом, А.Я.Таировым, С.М.Эйзенштейном. Одним из этапных произведений Прокофьева стала музыка к кинофильму "Александр Невский" Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. Обращение к народной историко-патриотической теме выявило и укрепило национальную основу творчества Прокофьева, ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях — кантате "Здравица" (1939) на народные тексты, в музыке к фильму "Иван Грозный" (1942—1945; в редакции М.И.Чулаки создан балет, постановка 1975, Большой театр) и др. В 1930-е гг. Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936), знакомящую детей в остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 1930 — начало 1940-х гг. отмечены новым взлетом творческой активности композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой "Обручение в монастыре" по пьесе Р.Б.Шеридана "Дуэнья", балетом "Золушка" (Сталинская премия, 1946). Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941—1945. Важнейшей работой военных лет стала опера "Война и мир" по роману Л.Н.Толстого (1941—1952)— Одно из центральных произведений в творчестве Прокофьева и крупнейшее достижение советского оперного искусства. Тема войны отразилась и в др. сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939—1942; Государственная премия СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945—1947). С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева "Повесть о настоящем человеке" по Б.Н.Полевому (1947—1948). В послевоенные годы творчество Прокофьева приобрело черты особой ясности, классической стройности, мудрой простоты. Все большее место начинают занимать в нем светлые лирические или фантастические образы (9-я соната для фортепиано, 1947; соната для виолончели и фортепиано, 1949). По-прежнему привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симфоническая сюита "Зимний костер" (1949) и оратория "На страже мира" на тексты С.Я.Маршака (1950) — за оба произведения Государственная премия СССР, 1951; балет "Сказ о каменном цветке" по П.П.Бажову (1948—1950); 7-я симфония (1951—1952), за которую Прокофьев первым из советских композиторов был удостоен Ленинской премии (1957). Сталинская премия в 1946 за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для фортепиано и музыку к 1-й серии фильма "Иван Грозный" и в 1947 за 1-ю сонату для скрипки и фортепиано. Прокофьев вошел в историю советской и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству П. в высшей степени присущи действенность и активность. В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика Прокофьева — вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная, чистая. В процессе развития творчества Прокофьева все яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве Прокофьева. Стремясь к сценическому реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей, Прокофьев значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом. Прокофьев существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опере за счет широкого использования декламационности, основанной на гибком претворении речевых интонаций. Для опер Прокофьева характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, "Война и мир" сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи. Большое место в творческом наследии Прокофьева занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма Прокофьева: конструктивная ясность формы и фактуры, отчетливость звучания, инструментальная трактовка фортепианного тембра, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в целом отразили характерную для Прокофьева эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанные не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов. Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 в. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих советских и зарубежных композиторов. В 1955—1967 изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Москве 5 марта 1953 года. Сочинения: Автобиография, Москва, 1973. Литература: Игорь Глебов (Асафьев Б.В.), Сергей Прокофьев, Ленинград, 1927; С.С.Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, 2-е издание, Москва, 1961; Черты стиля С.Прокофьева. Сборник, Москва, 1962; Сабинина М., "Семен Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева, Москва, 1963; Рогожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, Москва — Ленинград, 1964; ее же, Романсы и песни С.С.Прокофьева, Москва, 1971; Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, 2-е издание, Москва, 1965; Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, Москва, 1967; Слонимский, Симфонии Прокофьева, Москва, 1964; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева, Москва, 1968; его же.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев