СПАСО- ПРИЛУЦКИЙ мужской монастырь – один из крупнейших, богатейших и влиятельнейших монастырей Русского Севера. Основан в 1371 году учеником СЕРГИЯ Радонежского преподобным ДИМИТРИЕМ Прилуцким. Находится на северо-восточной окраине города Вологды, на левом берегу реки Вологды. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.Архитектурно-художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на Русском Севере: с XVI по XVIII век включительно...
Димитрий Прилуцкий (начало XIV века – 11 февраля ок. 1406) – монах, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых в деревне Веслево под Переславлем-Залесским. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, С тех пор неоднократно беседовал с преподобным и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал воспреемником (крестным) детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского Димитрий решил удалиться в глухое место, бежав от «славословия и восхваления» вместе с учеником Пахомием. Отправились они на Север, в сторону «Холодного моря».
В вологодских лесах, в Авнежской округе у реки Лежа, они собирались построить храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю, однако местным жителям приход старца пришелся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и селами нашими…». Пустынники вынуждены были отправиться дальше.
Остановились они на берегу реки Вологды в заречной части города Вологды ниже по течению от городища. Позднее на этом месте вологжанами была возведена церковь Дмитрия Прилуцкого – ныне подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Дмитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря», – говорится в житии преподобного. Однако близость шумного города пришлась не по душе монахам – они снова двинулись путь.
В пяти верстах к северу от города, в излучине реки Вологды, Дмитрий решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители окрестностей согласились оказать помощь.
Многие из учеников Димитрия перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой Лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введен общежительный устав.
Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.
Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля 1406 года и был погребен у южной стены деревянного Спасского храма. Перед своей смертью, которую он предсказал, Дмитрий благословил «игуменом быть моему брату и сыну духовному Пахомию».
Чудеса от мощей святого Дмитрия начались в 1409 году, а в XV веке почитание его распространилось по всей Руси.
Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Известный дореволюционный историк С. М. Соловьев в труде «История России с древнейших времен» указывает, что Дмитрий Прилуций построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Москвы в Кириллов и Белозерск, в важнейшие центры международной торговли XVI века – Холмогоры и Архангельск. От стен монастыря начиналась дорога в сторону наиболее доходных промыслов средневековья: солеварения (Тотьма и Сольвычегодск) и промысла рыбы и пушнины (весь север). Поэтому Спасо-Прилуцкий монастырь находился под покровительством московских великих князей.
В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1612 году на него напали отряды поляков-литовцев под руководством гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Была разграблена монастырская казна, сожжены архивы, в трапезной сожжены 59 монахов.
Вскоре монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами – стоял в монастыре девять дней. «Защитники» угоняли монастырский скот, грабили имущество, мучили монастырских крестьян, пытаясь добыть сведения о спрятанном имуществе.
После разорений начала XVII века в монастыре возобновляется интенсивное строительство, при этом, как и во многих других монастырях, особое внимание уделяется оборонительным сооружениям: возводятся мощные стены и башни. Кроме того, в этот период строится новая колокольня – главная высотная доминанта комплекса, а также хозяйственные и жилые постройки.
Восстановившийся после разорения к концу XVII – началу XIII века монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, крупнейшим землевладельцем и торговцем солью. Спасо-Прилуцкий монастырь имел вотчины в окрестностях Вологды, Грязовца, Кадникова, а также подворья в Москве («дом и каменная церковь Собора Иоанна Предтечи с приделом Димитрия Прилуцкого на Варварском крестце») и в Вологде (на месте Дома губернатора), которые использовались для складирования и продажи соли. Всего в это время у монастыря было девять сел, в них семь церквей, четыре сельца и 88 деревень, в них 2819 душ крестьян. Помимо вотчин, с XVI века монастырь владел соляными варницами в Тотьме, Сольвычегодске и при реке Уне, на которых ежегодно вываривалось более 14 тысяч пудов соли. Кроме солеварения, монастырь имел на реке Вологде две мукомольные водяные мельницы и две рыбных ловли (на реке Лосте и на озере Оназимском).
В конце XVIII века Святейший Синод причисляет обитель к монастырям второго класса.
Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев