Евангелие от Марка,
Глава 6, стихи 45-53
Глава 6.
45
И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46
И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47
Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48
И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49
Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50
Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51
И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52
ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53
И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Опыт богооставленности — это тот опыт, с которым рано или поздно сталкивается любой верующий человек. Апостолы Христовы не были исключением, они ещё в годы земного служения Спасителя в некоторые моменты времени оставались одни. Об этом нам рассказывает звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 6-й главы Евангелия от Марка.
Эти евангельские события произошли сразу же после насыщения Господом Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Довольно легко представить то воодушевление, которое охватило апостолов при виде этого чуда. Возможно, что собравшиеся люди не вполне понимали происходящее, но апостолы доподлинно знали, что пища, насытившая пять тысяч человек, имела не материальное происхождение, они доподлинно знали, что на их глазах происходит нечто подобное чуду ниспослания Богом еврейскому народу манны во время странствования по пустыне. Вполне естественно, что любой человек хочет как можно дольше находиться в состоянии столь сильного воодушевления. Однако, как мы слышали, Христос не дал Своим ученикам возможности долго быть в этом состоянии; Господь, как пишет евангелист Марк, «тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперёд на другую сторону к Вифсаиде».
Ученикам не оставалось ничего иного, как подчиниться, и они уплыли.
Однако их плавание не было благополучным по причине неблагоприятного ветра, который поднял шторм. Легко понять, что воодушевление от великого чуда и близость к кораблекрушению разделяет эмоциональная бездна. Вот апостолы были со Христом и всё у них было хорошо, и вот они остались одни, ситуация радикально изменилась, они на краю погибели. Здесь интересна ещё одна деталь: увидев идущего по воде Христа апостолы решили, что они видят призрак. Это весьма симптоматично: ученики Христовы только что видели то чудо, которое может сотворить лишь Бог, но они не могут вообразить, что сотворивший чудо Христос имеет абсолютную власть не только над продуктами питания, но и над любым иным веществом, Он может менять свойства вещества, делая воду достаточно плотной для того, чтобы по ней идти. Оказалось, что в тот момент, когда Христа не было рядом, апостолом стало проще поверить в существование призраков, а не в Воплощённого Бога.
Конечно же, нам это прекрасно знакомо. Мы тоже верим — и верим всей душой — лишь тогда, когда Христос рядом, когда мы ощущаем Его присутствие через Его благие дела. Однако в Его отсутствие вера мельчает или же и вовсе улетучивается. Начинается то, о чём было рассказано в прозвучавшем сегодня евангельском отрывке: мы начинаем верить во всякую ерунду, нам начинают мерещиться призраки, да и Самого Бога мы в этом состоянии оказываемся способны принять за фантом.
Увы, но таково свойство нашей поражённой грехом природы. Изменить нашу природу может лишь Христос, и очень хочется надеяться, что у нас хватит веры для того, чтобы позволить Спасителю это сделать!
Комментарии 1