Евангелие от Иоанна,
Глава 6, стихи 14-27
Глава 6.
14
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
15
Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.
16
Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17
и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18
Дул сильный ветер, и море волновалось.
19
Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
20
Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
21
Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
22
На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
23
Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
24
Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25
И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?
26
Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Христос Воскресе!
Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, как раз и отвечает на этот вопрос.
Итак, где в сегодняшнем чтении любопытство, а где — любознательность? Люди, которые были свидетелями чудесного умножения хлебов, были в предвкушении «продолжения чудотворений». И когда они увидели, что Иисус каким-то неведомым им образом переместился с одного берега Генисаретского озера на противоположный, им было жутко любопытно, что же ещё такого эдакого чудесного на этот раз сотворил сей загадочный Иисус? Это и есть — то самое укоризненное любопытство, о котором Христос говорит с горечью: вам интересны сенсации, и это — печально.
Где же лежит граница между любопытством и любознательностью? Мне кажется, в нацеленности: любопытный ищет переживания, «жаренного», «остренького», «яркого» — любознательный нацелен на поиск истины — даже если она эмоционально невыразительна, несенсационна, несногсшибательна.
Любопытство, как правило, не бывает усердным: бесконечно «совать свой нос» в одну и ту же точку едва ли кому хватит воли. Любознательный, напротив, может сконцентрироваться в одной узкой области и копать, копать, копать — пока не докопается до самых первоистоков и не найдёт там истину.
Вот почему любопытство требует постоянной смены предмета, и очень быстро насыщается новым — после чего тотчас перекидывается на другой интерес — с которого также быстро соскочит. Любознательность — перекликается со словами Иисуса о «пище, пребывающей в жизнь вечную» — ведь любая подлинная истина, до которой «докопается» ищущий её, в своём пределе не может не приводить к Богу!
Вот какой вывод мне хотелось бы предложить сделать из сегодняшнего чтения: внимательно наблюдать за собой, особенно когда мы листаем страницы новостных лент в мессенджерах и социальных сетях: мы сейчас чем заняты — праздным любопытством — или всё же лучше потратить это время на что-то действительно полезное уму и сердцу?
Нет комментариев