Об исповеди и причащении...
Святитель Иоанн Златоуст обличает тех, кто причащается по праздникам не исповедавшись исключительно потому, что это праздник:
«Я знаю, что многие у нас приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в праздник и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно наслаждаться Божественными Дарами»
(Творения свт. отца нашего Иоанна Златоуста. Спб., 1899, т.2, кн.1, с.401-413).
Святитель Григорий Палама в проповеди «О Святых и Страшных Христовых Таинах» пишет: «Если же с дурной совестию, и не получив благодаря исповеди отпущения грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, …мы приступаем (к Святым Таинам), то конечно это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».
Святитель Игнатий Брянчанинов, в своих творениях систематизировавший опыт духовной жизни восточных отцов Церкви, свидетельствует: «Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа! Каждый да погружается в блаженное покаяние! В особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к таинству исповеди и последующему за ним таинству причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этой недели в жертву безрассудному развлечению. Уже довольно мы ему жертвовали! Довольно занимались погублением себя! Ныне займемся своим спасением! Будем часто раскрывать книгу совести; будем всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка маловажным, извинительным; не признай невинными каких-либо навыков и упражнений, порицаемых Писанием.Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога… Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непроницаемой тьме.
/Лествица, слово 4-ое, гл. 53/»
(Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Спб., 1905, с. 60-61).
Нынешним же сторонникам Причастия без исповеди в случае отсутствия серьезных грехов тот же святитель отвечает: «Cохранивший себя от грехов смертных не должен думать, что он нуждается в покаянии немного.Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их на весах правосудия Божия. “Ин суд человеческий и ин суд Божий”, сказал некоторый преподобный пустынножитель, рассуждая пред кончиною своею о своей иноческой и подвижнической деятельности»
(Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 55).
И еще: «Когда отстраним от себя ослепляющие нас развлечения, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояние душ наших с тем, каково оно должно быть по учению Священного Писания: тогда сами признаем малые грехи уже не малыми, но тяжкими и страшными, достойными непрестанных слез и покаяния»
(Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 56).
Я думаю, что это относится ко всем собирающимся причащаться, и в особенности – кто причащается раз в неделю или чаще. А тот факт, что часто приходится исповедоваться в одних и тех же грехах, совершаемых по причине еще не совершенного христианского жития, только мобилизует истинно ищущих спасения.
Список святых, свидетельствующих о необходимости исповеди перед Святым Причащением, можно продолжать до бесконечности. Приведем слова только еще одного, говорящего об этом.
Святитель Феофан Затворник, так же как и святитель Игнатий Брянчанинов, опиравшийся на опыт святых отцов, пишет:
«Кто проходит весь этот курс врачевания духовного
(т.е. исповеди) как должно, и главное, без утайки исповедует все свои грехи, тот возвращается из дома Божия, как возвращаются из судебного места виновные, кои, вместо приговора на смерть услышали там объявление о помиловании и забвение их преступлений, – возвращаются с глубочайшим чувством благодарения к Спасителю душ наших, с твердой решимостью посвятить Ему и исполнению заповедей Его всю остальную жизнь, с крайним отвращением от всех прежних грехов, с неудержимым желанием изгладить все следы прежней недоброй жизни. Получивший разрешение чувствует в себе, что он не празден, что его посетила особая некая сила. Божественная благодать, которая доселе только совне действовала на него в помощь ему в победе над собою, теперь с словами: “прощаю и разрешаю”, вошла внутрь, срастворилась с его духом и исполнила его огненностию и стремительностию...
Итак, получив помилование и всепрощение в покаянии, приступи к Святому Причащению, для полноты оживления внутреннего твоего человека… Тот, кто оплакал свои грехи и исповедовался, тот готов приступить к сему великому таинству»
(Творения святителя Феофана Затворника. Покаяние и обращение грешника к Богу,
А. Кающемуся изрекается всепрощение в таинстве Покаяния,
Б. Кающийся приступает к таинству Святого Причащения. Журнал “Домашняя беседа”. Спб., 1868, № 9-15, с. 22-50).
И еще: «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» .
Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1. Выпуски 1, 2, 3, 4, с. 206
Комментарии 15
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:7-9).
Завтра, 21 ноября, Церковь отмечает праздник, который был установлен почти 750 лет назад - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В этот день мы сугубо молимся всему ангельскому воинству во главе с Архангелом Михаилом.
Святого Архангела Михаила молитвенно просят о помощи православным воинам, об избавлении от врагов, защите дома, спасении и сохранении Отечества. В истории Русской Православной Церкви сохранилось немало свидетельств чудесной помощи Архангела Михаила и его Небесного воинства. Например, в Волоколамском Патерике есть рассказ о чудесном спасении Великого Новгорода от нашествия о...Ещё21 НОЯБРЯ СОБОР АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:7-9).
Завтра, 21 ноября, Церковь отмечает праздник, который был установлен почти 750 лет назад - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В этот день мы сугубо молимся всему ангельскому воинству во главе с Архангелом Михаилом.
Святого Архангела Михаила молитвенно просят о помощи православным воинам, об избавлении от врагов, защите дома, спасении и сохранении Отечества. В истории Русской Православной Церкви сохранилось немало свидетельств чудесной помощи Архангела Михаила и его Небесного воинства. Например, в Волоколамском Патерике есть рассказ о чудесном спасении Великого Новгорода от нашествия орды Батыя, которому путь преградил великий Архистратиг, о чем хан потом сам и свидетельствовал.
На Руси Архангела Михаила всегда почитали особо, в честь него ставили храмы, называли города. На Михайлов день, который по новому стилю отмечается 21 ноября, обязательно ходили на службу в храм, заказывали молебны, а потом готовили праздничную трапезу. Однако сегодня находится немало людей, которые пытаются по незнанию или умышленно превратить этот день в торжество суеверий. Они распространяют в соцсетях и мессенджерах миф о том, что в ночь с 20 на 21 ноября Архистратиг летит в ад, чтобы спасти грешников. Дескать, край своего крыла он опускает в кипящую лаву, огонь гаснет, и по его крылу, как по лесенке, выходят из адова пламени грешные души. И что якобы, если в эту ночь, ровно в полночь прочитать акафист Архангелу Михаилу, то он спасет душу именно вашего родного и близкого человека.
Это суеверия. Только ГОСПОДЬ Решает - где после смерти достойна пребывать душа человека. А нам хорошо прочесть Акафест святому Архангелу Михаилу.
СВЯТОМУ АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ
Коралловые крылья под белою хоругвью.
В деснице огнь пламенный, копьё и меч с крестом!
Всевышнего Престола защитник лучезарный.
Карающий предателей безжалостным огнём.
Предвечных судеб Троицы ревнивый исполнитель,
Духовной силой полнишь Ты всех любящих Христа!
Над Воинством Небесным Воеводой избран Ты
Святой и правой Волею Всевышнего Творца!
От силы Твоей праведной все расточатся демоны!
Рассеются нечистые - как пыль перед грозой.
О, шестокрылый княже, защитник Божьей Истины!
Ты помоги нам вЫстоить с нечистой силой бой!
Нина Богданова