– Как правильно исповедоваться – это самый сложный вопрос. Потому что исповедоваться – это значит видеть свои грехи и соответственно их называть. Но если, согласно святым отцам, видеть свои грехи – выше, чем видеть Ангелов, то кто из нас может их во всей полноте увидеть? Больше того, Господь иногда и сокрывает часть грехов, потому что не всякий выдержит полной картины.
Кстати, состояние духовников – очень сложное. Нужно выслушать откровенное признание и остаться к этому человеку в правильном устроении. То есть не смотреть на него как на негодяя, а как на человека, в духовном смысле больного.
Поэтому покаяние – один их сложнейших вопросов духовной жизни. И исповедь, это знают священники, которые соприкасаются, – самое сложное делание. Потому что здесь имеешь дело часто не с самим человеком, а в значительной мере с духовным миром, который действует на каждого из нас. А вот в этой области, как говорится, за хвост или за копыто ухватить не так легко. Больше того, даже человек сам часто не может в себе самом разобраться – что есть его, что не его.
Есть такое выражение: привычка – вторая натура. А какая первая? Первая – это та, которая дается младенцу, когда он рождается на свет. Дальше человек, к несчастью, постепенно набирается от окружающей его среды – неправдоглаголания, курения, пьянства и пр. И тогда появляется эта вторая натура. И если он при этом делал выбор, то это – его вина. Но причина не только в самом человеке, но и в окружении. Ибо, если бы он не видел чего-то, не знал, он, может, и понятия бы не имел об этом. А когда он видит что-то, то начинает подражать.
Человек создан по образу и подобию Божиему. Поэтому он должен иметь перед собой тот образ, которому уподобляется. Видимые образы – родители, окружающие люди, в высшем смысле – это Бог. Слово «образование» имеет корень «образ». Это образ Божий, который человек должен в себе воссоздать. Поэтому образование состоит из трех элементов. Первое – воспитание нравственности, чувств. Второе – умение правильно мыслить, рассуждать. И на третьем месте – знание. Без первых двух знание, в общем-то, человеку может и навредить: как он его употребит?
От исповеди до исповеди человек все время проходит какую-то школу, какой-то процесс. Священномученик отец Сергий Мечев особенно отмечал это. Он говорил, что, когда читается разрешительная молитва (человек исповедовался, уже назвал вроде бы все), вдруг звучат слова: «Подаждь ему образ покаяния». И он спрашивает: что же тогда было, если «подаждь ему образ покаяния»? А дело все в том, что каждая исповедь есть некая ступень для следующего этапа. Господь потом еще открывает, еще, по частям. Сначала – самое главное, заметное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспоминается то, как человек согрешал. И это как раз и есть тот труд покаянный, который совершает человек, старающийся избавиться от грехов. Некоторые записывают, это очень хорошо, потому что потом забывается. Больше того, иногда приходит человек, что-то хотел сказать и забыл.
Так называемая забывчивость в значительной мере связана с духовным миром. Иногда человек говорит, говорит, и вдруг – как обрезало – потерял мысль, и никак не может вспомнить, ухватить. Враг смущает.
Есть потрясающий пример из серии чудес Святителя Николая, когда человек, будучи приказчиком у богатого купца, ехал с обозом. И вдруг спохватился: а где же деньги? Оказалось, что денег нет. И товара (он посмотрел на обоз) на 10 тыс. тоже нет. В те-то времена 10 тыс. – это было целое состояние. И он в ужасе: потерял! Но кто ж поверит? Позор какой! Вор. Думает: «Вот сейчас река будет, брошусь в полынью, от позора». У него возникли мысли о самоубийстве. В это время проезжали мимо обители Святителя Николая. Вдруг перед ним встал Святитель Николай и сказал: «Ты что задумал? По действию дьявольскому ты забыл, что дал товар под слово». Раньше было так – слово дал, и этого было достаточно. И человек все вспомнил. То есть враг настолько помутил рассудок, что он все забыл.
Это как раз часто происходит, когда вопрос касается покаяния, – человек забывает. Поэтому многие записывают, и священник читает, а то, что вслух этого не произносит, то для Бога-то ведь вслух – не вслух, мысли даже – все это ведомо. Другое дело, что состояние человека – насколько он раскаивается – тоже знает один Бог. Но, конечно, грех прощается, читается разрешительная молитва, человек разрешается от греха.
При современной жизни, если все будут священнику рассказывать (а иногда человек не может просто назвать грехи, а начинает – вот, я пошел туда-то, сделал то-то; получается целая история). Если каждого выслушать, возьмите на человека 5 минут: 100 человек – это 500 минут. Восемь часов священник будет выслушивать? Поэтому, когда пишут, ну что ж, в этом нет ничего плохого, это даже хорошо.
Протоиерей Валериан Кречетов http://voskrcerkov.ru/2019/10/24/42584/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев