Наверное, надо для начала самим взрослым узнать, кто же этот Дед Мороз на самом деле, а потом уже сделать соответствующие выводы. Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН так комментирует появление Деда Мороза: «Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936–1937‑е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников. Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых….
Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.
В 1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930‑х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался. Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930‑х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление. Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой. Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950‑е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя»…
Прочитав эту краткую исрическую справку о появлении Деда Мороза, мы видим, что Дед Мороз пришелся очень к месту на советских праздниках. Ведь о Боге в то время старались не упоминать, а чудес хотелось. Вот такие чудеса и предписывалось делать Деду Морозу руками родителей. Дед Мороз сегодня – это еще и коммерческий проект. В любом книжном можно купить красиво оформленный шаблон-письмо для Деда Мороза, открытки с этим персонажем, а также можно вызвать Деда Мороза на дом, пригласить актера, чтобы он сыграл доброго дедушку на утреннике в саду и школе. Одна только резиденция в Великом Устюге чего стоит! И люди едут туда посмотреть на искусственные хоромы Деда Мороза, но совершенно не замечают по-настоящему красивого города со старинными русскими церквями, которые встречаются на каждом шагу…
Конечно, от Деда Мороза в нашей жизни «избавиться» уже невозможно, но самым правильным будет родителям не культивировать во что бы то ни стало веру в этого доброго дедушку. Да, — можем сказать мы детям, — существует такой сказочный персонаж – Дедушка Мороз, как существуют в сказках баба-яга, Кащей Бессмертный, Буратино, это герои из книжки, из новогоднего представления, из мультика. Мы же, родители, часто поступаем наоборот: долгое время пытаемся внушить ребенку представление о Деде Морозе как о чем-то реальном. В этом и есть ошибка. В детском сознании с нашей родительской помощью формируется образ реального могущественного волшебника, удивительным образом исполняющий все, что не попросят дети в своих письмах. А нам, христианам, все-таки важно, чтобы яркий образ Деда Мороза не затмил детям Бога, не затмил рождающегося Христа. Может быть, даже стоит отказаться и от традиционной лжи о том, что подарки под ёлку приносит Дед Мороз? И от самих писем Деду Морозу? Каждый родитель может найти правильное решение, порассуждав над этими вопросами в канун праздников.
Может все же лучше, чтобы лжи, даже сказочной, было меньше… Сказочная ложь уместна в сказках, но не в реальной жизни наших детей, поэтому не стоит делать культа из Деда Мороза.
Пусть будет у детей праздник, нарядная елка, пусть обязательно будут подарки под ней в рождественское утро, но не обязательно их должен приносить Дед Мороз. Самое главное в праздник Рождества помнить о Христе, о том, что в мир родился Спаситель. Это должно стать центром праздника и подготовкой к нему.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев