Встречи с талантливыми людьми не проходят бесследно, они оставляют неизгладимое впечатление, особенно, если люди готовы поделиться частичкой света и душевной теплоты. Наш собеседник – Светлана Ефимова – одна их таких людей. В плотном рабочем графике педагога-концертмейстера Светланы нашлось время для беседы с нашим порталом, за что мы остаемся ей бесконечно признательны.
Светлана, вы профессиональный пианист и широко известный среди оперных певцов педагог-концертмейстер, специализирующийся на подготовке вокальных партий для оперных постановок (на профессиональном жаргоне – “коуч”) Расскажите о выборе профессии
Это интересная история.. Еще в училище мой педагог, заслуженный работник культуры РФ Тамара Александровна Шляпникова, обнаружила во мне интерес к работе с вокальной музыкой, и по ее рекомендации у меня тогда появилась возможность творчески сотрудничать с ведущими солистами филармонии. На протяжении обучения в консерватории я всё свое время проводила, работая в вокальных классах консерватории. Я с большой благодарностью вспоминаю годы обучения, педагогов, которые научили меня слушать, видеть и понимать музыку и которые поддерживали меня в моих решениях. Всё и все важны в создании и установлении профессиональной планки. Конечно же, российское образование является для меня основополагающим, но многое в понимании эстетики звука и стиля мне дала и работа в Европе. Я получила огромный опыт, работая с дирижерами, режиссерами и оперными певцами за рубежом.
Моя профессиональная формула – доверие, честность и труд. Я верю, что придерживаясь ее можно многого добиться. И все же процесс работы с певцом остается для меня во многом сродни магии. Да и сама опера – магическое искусство!
А насколько Вы свободны в работе: в выборе артиста, с кем хотите работать, в выборе репертуара?
Свобода – одно из необходимых условий для меня в работе. Признаться, я всегда с некоторой опаской относилась к театру как системе. Это непросто существовать в определенных рамках , выстраивать систему взаимоотношений в коллективе, которая может влиять как на процесс работы, так и на результат. На данном этапе всё просто – меня выбирают или я выбираю.
Как Вы делаете выбор в пользу того или иного певца и начинаете с ним работать?
Я всегда начинаю со встречи. По первым пяти минутам общения понимаю – это «мой человек» или нет, смогу ли я вместе с ним сделать что-то интересное. Ведь создание партии – это сложный процесс, и этот путь нам надо будет проходить вместе с певцом. Бывает и так, что доверительные отношения в творчестве перерастают в теплые дружеские. Чтобы кого-то случайно не забыть, не буду перечислять все имена певцов, с которыми работаю, скажу лучше, что дорожу каждым из них.
Одна из главных потерь за последнее время в моей творческой жизни – это уход Дмитрия Хворостовского. Работа с ним долгие годы – это подарок судьбы. Очень скучаю… Сейчас мы с родными, друзьями и коллегами Дмитрия продолжаем проекты, начатые им.
Комментарии 3