— А характер?
— Что Вы имеете в виду?
— Я просто знаю, что у Дмитрия непростой склад характера, слышала, что и Вы – человек с сильным и серьезным характером. Легко ли вы нашли общий язык, когда работали вместе?
— Это, конечно, интересно, что Вы уже знаете, что я, якобы, не хотела его брать, и про мой характер. Что касается Димы, не могу сказать, что у него трудный характер. Боевой характер, настоящий, так бы я сказала. А характер делает судьбу, поэтому он и стал тем, кем он стал. Что касается меня, то мне трудно судить о своем характере, но я знаю, что людей с характером Дима уважает. Ведь я взяла его на первый курс из училища, где он занимался на дирижерско-хоровом отделении, специальной вокальной подготовки у него не было. И первый год всем трудно бывает, ты только открыл рот, а тебя сразу останавливают. Он довольно долго это терпел, и однажды взорвался: «Так что, я ничего не умею?» Я ответила: «Голубь мой, а откуда ты должен все уметь? Ты этого просто не можешь, потому что многого не знаешь ещё». Я же не хочу, чтобы они просто пели правильным звуком, мне надо, чтобы они пели Музыку, а просто издавать красивые звуки мне не надо. Мне надо, чтобы душа пела, а душа штука сложная, посложнее голосового аппарата, даже очень хорошего, да заодно, чтобы голова работала, если она есть, конечно. У него она есть. Кроме того, у него прекрасное ухо и хороший вкус. На первом году обучения все хотят голос показать, форсируют звук – «У меня голос!». У коровы тоже голос, извините. Я ему говорю, незачем так орать, ты же не на митинге, и он понял, быстро понял. И с третьего курса заниматься с ним было радостно, одно удовольствие. Он научился читать у меня с глаз, с жеста. Он поет, а я просто покажу ему жестом – «собраннее, круглее» - и он все делает. Уже останавливать не надо. А потом, Вы, наверное, обратили внимание, что у него дыхание беспредельное, он может спеть длинную музыкальную фразу, где иной певец пять раз прервется, чтобы взять дыхание, а он – ни разу. Это ведь тоже просто так не происходит. Иногда до пятого курса все надо исправлять, да исправлять, а он уже с третьего курса начал работать в театре. Он толково работал, понимал, слышал, терпел, мучался. Вот вам и характер. Ну, бывало надуется, выскочит из класса, а на другой день приходит с полным пониманием того, что было не так накануне.
----------
Дмитрий Хворостовский выступает на концерте в Институте искусств в Красноярске. 1985
Комментарии 12