Дмитрий Александрович говорил, что главное свое призвание видит в том, чтобы чаще исполнять музыку Свиридова, делать так, чтобы ее услышало как можно большее число людей. «В Англии, как и во многих странах мира, где я исполнял музыку Свиридова, она всегда имела огромнейший успех у публики, ибо всюду проявлялась ее глубоко народная по духу, гуманистическая сущность – она любима простыми людьми, открыта каждому переживающему сердцу, она красива, прекрасна, трогательна, душевна…» (Из книги «Свиридов в воспоминаниях современников». Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2006 год)
В одной из последних тетрадей «Разных записей» Георгий Васильевич отметил: «16 июля 1997 года. Два дня у меня был Д. А. Хворостовский, проездом из Красноярска, где он давал сольный концерт: I отделение – 6 романсов П. И. Чайковского, а также 4 песни из цикла «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера. Во II отделении «Петербург» – целиком. Исполнение в целом близкое к совершенству: Прекрасные два дня провел в дружеской, возвышенной обстановке. Дмитрий Александрович очень возмужал за эти годы, умный природно, воспитанный человек, с громаднейшим дарованием. Дай Бог ему здоровья и всего хорошего. Подарок мне от судьбы на старости лет».
Предлагаем посмотреть обзорное видео о творческом союзе Свиридова и Хворостовского. В фильме звучат фрагменты вокальных циклов на стихи А. Блока, С. Есенина и А. Пушкина. Видеоряд дополнен цитатами из интервью Георгия Васильевича и Дмитрия Александровича (подробное содержание см. в описании под видео)
Фильм сопровождаем цитатой из книги Натальи Черновой «Дмитрий Хворостовский. Эпизоды…» В 1989 году Наталья Чернова, будучи корреспондентом Гостелерадио СССР, записала первое интервью молодого певца из Красноярска на Центральном телевидении, для программы «Время». Тогда имя Дмитрия Хворостовского впервые громко прозвучало на весь Советский Союз. Уже после кончины Свиридова, журналист беседовала с Дмитрием о том, как случился союз композитора и певца и почему он случился.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Из книги «Свиридов в воспоминаниях современников». Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2006 год
«Очень памятен для меня приезд Георгия Васильевича в Лондон в 1996 году на концерт, в котором исполнялась поэма «Петербург» на стихи А. Блока. Мне бесконечно дорого, что есть в этом произведении вещи, посвященные мне. Надо сказать, что музыка этого произведения глубоко сакраментальна. «Богоматерь в городе», «Невеста» - я считаю эти произведения одними из величайших шедевров в мировой вокальной музыке. А «Голос из хора» - это, быть может, одно из лучших сочинений Г. В. Свиридова вообще. После исполнения «Голоса из хора» чувствую себя очень усталым, мертвым. У меня никогда не получалось петь свиридовскую музыку приблизительно или искусственно, так сказать, дожимая, «вокализируя» на каких-то процентах. Я всегда проживал эту музыку. Только так!.. А на «Голосе из хора» настолько тратился, что потом был вынужден вовсе отказаться от исполнений этой вещи – не хватает сил должным
...ЕщёИз книги «Свиридов в воспоминаниях современников». Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2006 год
«Очень памятен для меня приезд Георгия Васильевича в Лондон в 1996 году на концерт, в котором исполнялась поэма «Петербург» на стихи А. Блока. Мне бесконечно дорого, что есть в этом произведении вещи, посвященные мне. Надо сказать, что музыка этого произведения глубоко сакраментальна. «Богоматерь в городе», «Невеста» - я считаю эти произведения одними из величайших шедевров в мировой вокальной музыке. А «Голос из хора» - это, быть может, одно из лучших сочинений Г. В. Свиридова вообще. После исполнения «Голоса из хора» чувствую себя очень усталым, мертвым. У меня никогда не получалось петь свиридовскую музыку приблизительно или искусственно, так сказать, дожимая, «вокализируя» на каких-то процентах. Я всегда проживал эту музыку. Только так!.. А на «Голосе из хора» настолько тратился, что потом был вынужден вовсе отказаться от исполнений этой вещи – не хватает сил должным образом петь ее, а никакое иное качество исполнения такой музыки, кроме очень высокого, невозможно»
Из интервью Дмитрия Хворостовского журналу «Филармоник», 15 октября 1998 года
— Гениальный классик, живущий в XX веке среди нас, - это большая редкость. Я был счастлив тем, что мы нашли друг друга со свиридовской музыкой. Волна эта до сих пор продолжает действовать на мою карьеру, на мой имидж… На Свиридове надо расти. Его невозможно просто вокализировать. С музыкой Свиридова надо жить, и это воспитывает очень сильно. Я страдал, с болью весь этот процесс проходил, с кровью, с мозолями. И естественно, пришлось вырасти, измениться. Честно говоря, когда я разучивал Свиридова – я его ненавидел, потому что и вокально это очень трудно исполнять. Это трудная музыка. Я считаю, что Свиридова практически невозможно петь вокалисту. Сейчас вышло наше издание «Отчалившей Руси», выходит «Петербург»… Я не знаю, кто это еще будет петь.
— Чем, Вы бы сказали, отличается Ваша трактовка «Отчалившей Руси» от ее первого исполнения с автором Еленой Образцовой?
— Когда Образцова исполнял...Ещё
Из интервью Дмитрия Хворостовского журналу «Филармоник», 15 октября 1998 года
— Гениальный классик, живущий в XX веке среди нас, - это большая редкость. Я был счастлив тем, что мы нашли друг друга со свиридовской музыкой. Волна эта до сих пор продолжает действовать на мою карьеру, на мой имидж… На Свиридове надо расти. Его невозможно просто вокализировать. С музыкой Свиридова надо жить, и это воспитывает очень сильно. Я страдал, с болью весь этот процесс проходил, с кровью, с мозолями. И естественно, пришлось вырасти, измениться. Честно говоря, когда я разучивал Свиридова – я его ненавидел, потому что и вокально это очень трудно исполнять. Это трудная музыка. Я считаю, что Свиридова практически невозможно петь вокалисту. Сейчас вышло наше издание «Отчалившей Руси», выходит «Петербург»… Я не знаю, кто это еще будет петь.
— Чем, Вы бы сказали, отличается Ваша трактовка «Отчалившей Руси» от ее первого исполнения с автором Еленой Образцовой?
— Когда Образцова исполняла этот цикл – я был мальчиком в Красноярске и не слышал ее в те годы. Это было радостно, это было совершенно не минорно, солнечно, очень ярко, оперно. Образцова и Свиридов нашли друг друга в таком экстатическом преломлении. Он мне говорил, что вынужден был менять для нее много. Мы тоже с Аркадьевым много поменяли, но того, что было изобретено уже для Образцовой. Мы поменяли и тональность. Ведь от тональности, цвета тоже многое зависит: характер, концепция. У меня все по-другому, гораздо более трагично и больно.
— Что для Вас этот «сноп овсяный, как солнце на руках» в финале?
— Это солнце сквозь боль, сквозь трагедию, сквозь горе. Это прощальная молитва, вознесение через смерть.
Кроме того, тексты были фантастические. Речь идет о великих поэтах, таких как Пушкин, Блок, Есенин - яркие примеры богатой русской поэзии. И дело усложняется ответственностью за исполнение еще и такого сложного текста. Невозможно просто взять и спеть это, будто что-то обыденное. Можно даже испортить голос, не говоря уже об ответственности за простой ...Ещё«У Свиридова весь его репертуар это чистая классика. Все его произведения пронизаны линиями красивейших мелодий, несмотря на то, что часто они сложны для исполнения из-за широких музыкальных интервалов, и нужно делать резкий нотный скачок. Также, нередко присутствуют слишком высокие или, наоборот, очень низкие крайние ноты. Вначале его песни показались мне невозможными для исполнения, во всяком случае для такого певца как я. Мне пришлось досконально изучить мелодию и все тонкости музыкального переплетения, чтобы осмыслить эту музыку и исполнить ее. Нужно помучиться, чтобы вникнуть в эту музыку и ее героев, встать на их место, понять их...
Кроме того, тексты были фантастические. Речь идет о великих поэтах, таких как Пушкин, Блок, Есенин - яркие примеры богатой русской поэзии. И дело усложняется ответственностью за исполнение еще и такого сложного текста. Невозможно просто взять и спеть это, будто что-то обыденное. Можно даже испортить голос, не говоря уже об ответственности за простой подход к такого рода произведениям.
Каждый раз, когда заканчиваю записывать цикл или ряд сольных концертов - вот сейчас в начале июня я пел цикл Свиридова - всегда думаю: «Слава Богу, я смог!». Если бы я должен был бы спеть еще хоть один сольник, я бы умер... Столько энергии отнимают эти песни! Мне потом так легко возвращаться в театр, как на каникулы. Пение в оперной постановке никогда не требует столько усилий, сколько исполнение песен Свиридова.
Недавно я пел цикл Свиридова «Петербург» на стихи Александра Блока. Премьера состоялась в Лондоне, в мае было два концерта в Вигмор-холле (Wigmore Hall) и потом в Москве и Гамбурге. Это произведение мне далось сложнее, чем прошлый цикл. Но я счастлив, что могу это петь. Практически никакой другой исполнитель не может похвастаться исполнением гениальных произведений композитора, который и ныне здравствует и работает»