Фрагмент программы «Абсолютный слух»
2011 © ГТРК «Культура» #Опера #Цитаты
Дмитрий высказывает свое негативное мнение о постановке «Евгения Онегина» 1992 года в театре Шатле (Париж), в которой он принимал участие вместе с Нуччей Фочиле, Ольгой Бородиной и Ириной Архиповой, а также о мюнхенской постановке, где Онегин и Ленский были представлены людьми с нетрадиционной ориентацией.
«Опера была опошлена, я отказался участвовать и сказал, что если я буду участвовать в этом спектакле - я вызову их в суд… Лимит допустимого в театре постоянно двигается. Много лет назад людей шокировало, что артистов переодевали в современные костюмы – «Ах, как это возможно?!». Теперь они уже от костюмов отказываются и раздевают людей… Я считаю, что это безнравственно и со стороны артистов тоже…»
В ролике также есть кадры из спектакля «Евгений Онегин» в Метрополитен-опера (2007) с Рене Флеминг в роли Татьяны. «Это прекрасная постановка. Причем опера была поставлена режиссером не русским, но как тонко, с каким глубоким пониманием! В то же время мы все имели необычайную свободу, ничто над нами не довлело, она была воздушной, прозрачной, просторной, какой-то космической. И к тому же там была осень — любимая пора и Пушкина, и Чайковского»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Финал оперы «Евгений Онегин» из парижской постановки, о которой говорит Дмитрий в начале ролика. Татьяна - Нучча Фочиле
1992 © Театр Шатле
— Дмитрий Александрович, если вы не против, начнем с вашего апрельского выступления в Вене в опере «Евгений Онегин». В последнем действии спектакля после слов: «Я возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал» — вы делаете довольно пренебрежительный жест в сторону стоящих за вашей спиной участников массовки. А чуть позднее звучит ваша шутка про «берет» (Дмитрий спел: «Кто...ЕщёВ апреле этого года Дмитрий Хворостовский выступил в партии Онегина в Венской опере в творческом союзе с Анной Нетребко и Дмитрием Корчаком. Наши певцы имели оглушительный успех, хотя сама постановка, уже привычно изобилующая штампами из русской реальности — снегом, медвежьими шкурами, гимнастикой и водкой, — мало обсуждалась в прессе. Лишь Анну Нетребко как дебютантку в партии Татьяны многократно интервьюировали журналисты. Между тем, наш выдающийся баритон и исполнитель титульной партии не упустил случая выразить прямо на венской сцене свое истинное отношение к спектаклю довольно забавным и остроумным способом.
— Дмитрий Александрович, если вы не против, начнем с вашего апрельского выступления в Вене в опере «Евгений Онегин». В последнем действии спектакля после слов: «Я возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал» — вы делаете довольно пренебрежительный жест в сторону стоящих за вашей спиной участников массовки. А чуть позднее звучит ваша шутка про «берет» (Дмитрий спел: «Кто там совсем уж без берета…», отсылая нас к «бородатой» театральной байке советских времен). Не проявилось ли таким образом ваше негативное отношение к режиссуре Фалька Рихтера?
— Как вам сказать… Довольно трудно было скрыть истинное отношение к такому сомнительному прочтению нашего великого оперного полотна, видя до такой степени неуважительное обращение с нашей святыней, с тем, что мы любим и называем «жемчужиной» нашей культуры. Привыкнуть к этому и спокойно на это смотреть невозможно. Поэтому такие вещи происходят со мной подспудно, и я, честно говоря, сделал это, видимо, даже не задумываясь. Конечно, вы поняли мою шутку и жест абсолютно правильно.
— Разве вы, мега-звезда оперной сцены, не имеете возможности в таких случаях вмешаться в процесс режиссуры на этапе репетиций?
— Нет. Этот спектакль не новый, как раз в процессе его постановки я не участвовал. Ведь в подобных репертуарных театрах артисты приглашаются в уже готовую, давно поставленную оперу, и они должны просто влиться в спектакль в том его виде, в каком он там идет, — хотят они того или нет. И, как правило, когда заключаются контракты, артист не всегда знает, какой и о чем будет постановка. Да откровенно говоря, не всегда знает и в том случае, когда принимает участие в работе над ней с самого начала.
— В Венской постановке, с которой мы начали, у вас, певцов, был оглушительный успех, публика по окончании спектаклей неистовствовала. Но, конечно, удивительно: разве ей совсем безразлична режиссура? Почему не было осуждения самой постановки со стороны венцев?
— Может, я выскажу сейчас циничную мысль, но в последнее время я все больше убеждаюсь в том, что она верна: я думаю, что настоящих ценителей оперы во всем мире сегодня единицы — тех людей, которые могут отличить исполнение одного певца от другого, услышать и оценить нюансы, штрихи, особенности певческой техники каждого исполнителя. Таких знатоков мало. В основном же на спектакли ходят люди определенного уклада, которые едва ли не обязаны посещать оперу, так как к этому их подталкивают понятия их круга, а не потому, что они ее любят. Зачастую они не в силах разобраться, хорошая постановка или плохая, и понять, в чем уникальность именно оперного исполнения. Многим из этой публики нравятся постановки эпатажные, с вызывающими внешними эффектами. Ради таких зрителей и ставятся оперы в такой вот режиссуре. К сожалению, такова тенденция развития европейской оперы и вообще театрального искусства, главная цель которого — заводить, шокировать, заинтересовывать именно вот такую публику, ожидающую от постановки прежде всего какого-нибудь скандала.
Полный текст - https://ok.ru/group/54201806684239/topic/68548483787599
00:00:50 «Ах, ночь минула…» - Фрагмент дуэта Татьяны и Филипьевны
00:04:05 «Здесь он, здесь Евгений!..» Сцена в саду при усадьбе Лариных
00:06:39 «Вы мне писали, не отпирайтесь…» - Ария Онегина
00:12:40 Бал в доме Лариных. «Зачем приехал я на этот глупый бал?» - Онегин танцует с Ольгой
00:17:50 «Ужель я заслужил от Вас насмешку эту?» - Ленский и Ольга
00:21:16 Куплеты Трике
00:24:31 Мазурка. Онегин танцует с Ольгой
00:25:40 «Ты не танцуешь, Ленский?..» - Сцена ссоры Онегина и Ленского
00:28:32 «Забудет мир меня; но ты, ты, Ольга...» - Фрагмент арии Ленского
00:32:45 «А, вот они! Но с кем же Ваш приятель?» - Сцена поединка Онегина и Ленского
00:38:30 Бал у одного из петербургских сановников. Гости танцуют полонез.
00:42:38 «И здесь мне скучно!..» - Ария Онегина
00:47:25 «Любви все возрасты покорны..» - Фрагмент арии Гремина
00:51:58 «Итак, пойдем, тебя представлю я...» - Гремин подводит Татьяну к Онегину
00:53:22 «Ужель та самая Татьяна?..» - Ариозо Онеги...ЕщёФрагменты любительской съемки:
00:00:50 «Ах, ночь минула…» - Фрагмент дуэта Татьяны и Филипьевны
00:04:05 «Здесь он, здесь Евгений!..» Сцена в саду при усадьбе Лариных
00:06:39 «Вы мне писали, не отпирайтесь…» - Ария Онегина
00:12:40 Бал в доме Лариных. «Зачем приехал я на этот глупый бал?» - Онегин танцует с Ольгой
00:17:50 «Ужель я заслужил от Вас насмешку эту?» - Ленский и Ольга
00:21:16 Куплеты Трике
00:24:31 Мазурка. Онегин танцует с Ольгой
00:25:40 «Ты не танцуешь, Ленский?..» - Сцена ссоры Онегина и Ленского
00:28:32 «Забудет мир меня; но ты, ты, Ольга...» - Фрагмент арии Ленского
00:32:45 «А, вот они! Но с кем же Ваш приятель?» - Сцена поединка Онегина и Ленского
00:38:30 Бал у одного из петербургских сановников. Гости танцуют полонез.
00:42:38 «И здесь мне скучно!..» - Ария Онегина
00:47:25 «Любви все возрасты покорны..» - Фрагмент арии Гремина
00:51:58 «Итак, пойдем, тебя представлю я...» - Гремин подводит Татьяну к Онегину
00:53:22 «Ужель та самая Татьяна?..» - Ариозо Онегина
00:55:24 «О! Как мне тяжело!..» - Татьяна читает письмо Онегина. Финал оперы