Римский-Корсаков «Царская невеста» – Действие I. Пирушка
Опера в четырех действиях на либретто композитора и И. Тюменева
по одноименной драме Л. Мея #Опера
Время действия: осень 1572 года
Место действия: Александровская слобода
Первое представление: Москва, 22 октября (3 нoябpя) 1899 года
«Царская невеста» — девятая опера Н. Римского-Корсакова. В основу драмы Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. Вот что рассказывает об этой истории Карамзин в своей «Истории Государства Российского»:
«Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он (Иван Грозный. — А.М.) уже давно искал себе третьей супруги... Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12... долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами (...) Возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия, и подозрение обратилось на ближних родственников цариц умерших, Анастасии и Марии (...) Не знаем всех обстоятельств: знаем только, кто и как погиб в сию пятую эпоху убийства (...) Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий (...) предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты или в измене, открывшей путь хану к Москве (крымскому хану Девлет-Гирею - А.М.). Между тем царь женился (28 октября 1572 гoдa) на больной Марфе, надеясь, по eгo собственным словам, спасти ее сим действием любви и доверенности к милости Божией; через шесть дней женил и сына на Евдокии, но свадебные пиры закончились похоронами: Марфа 13 ноября скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы, или только несчастною виновницею казни безвинных».
Л. Мей интерпретировал эту историю, естественно, как художник, а не историк. Eгo драма не претендует на историческую достоверность, но рисует яркие характеры в необычайно драматичных обстоятельствах. В опере сюжет драмы Мея не претерпел существенных изменений, а ее драматизм неизмеримо усилился гениальной музыкой.
--------
Фрагмент концерта Дмитрия Хворостовского в московском театре «Новая Опера». Дирижёр - Евгений Колобов. 20 октября 1998 года
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Дата релиза - 16 ноября 1999 года
Запись сделана в октябре 1998 года в Санкт-Петербурге
Хор и оркестр театра им. Кирова (Мариинский театр)
Дирижер - Валерий Гергиев
Василий Собакин, купец (бас) - Геннадий Беззубенков
Марфа, его дочь (сопрано) - Марина Шагуч
Григорий Грязной, опричник (баритон) - Дмитрий Хворостовский
Григорий Малюта Скуратов, опричник (бас) - Сергей Алексашкин
Иван Лыков, боярин (тенор) - Евгений Акимов
Любаша (меццо-сопрано) - Ольга Бородина
Бомелий, царский лекарь (тенор) - Николай Гассиев
Домна Сабурова, купеческая жена (сопрано) - Ирина Лоскутова
Дуняша, подруга Марфы (контральто) - Любовь Соколова
Петровна, ключница (меццо-сопрано) - Ольга Маркова-Михайленко
Царский истопник (бас) - Юрий Шкляр
Сенная девушка (меццо-сопрано) - Людмила Касьяненко
Парень (тенор) - Виктор Вихров
Концертных исполнений тоже всего несколько. Некоторые уже выложены в последних темах. Позже нарежу и добавлю ролики с арией Грязного с концерта "К России с любовью" в Кремле (2007) и дуэт с Домашенко в БЗК (2003)
Фрагмент концертной программы «К России с любовью»
Государственный академический камерный оркестр России
Художественный руководитель и дирижер - Константин Орбелян
Государственный Кремлевский дворец, 30 сентября 2007 года
Дуэт с Мариной Домашенко. Фрагмент гала-концерта в Большом зале Московской консерватории 9 декабря 2003 года
Государственный академический камерный оркестр России
Художественный руководитель и дирижер - Константин Орбелян
Марфа – Анна Нетребко, Грязной - Дмитрий Хворостовский, Любаша – Ольга Бородина, Малюта - Владимир Огновенко. Дирижер - Неэме Ярви (Эстония)
«С ума нейдет красавица» - Речитатив и ария Грязного. Фрагмент аудиозаписи, сделанной во время показа в Опере Сан-Франциско (США) 16 сентября 2000 года
«...Диапазон Хворостовского не очень широк, однако его голос легко «накрывает» первые ряды партера и мог бы звучать насыщеннее, если бы не его склонность ограничивать звук, особенно в верхнем регистре. Не являясь серьезной вокальной проблемой, такая «скупость» могла бы стать причиной неприятностей для певца, ранее обладавшего более широким диапазоном и сильным голосом. Играя опричника Грязного, Хворостовский уверенно проявляет свой музыкальный талант и драматическую интуицию, ярко передавая острое чувство конфликта, возникающее в сердце мужчины, который хочет избавиться от одной женщины, Любаши, чтобы добиться расположения другой, Марфы, просватанной за его друга...»
«...В своей вступительной меланхоличной песне о потерянной любви без аккомпанемента, Бородина завораживает аудиторию идеальным легато, мириадами разнообразных вокальных оттенков и изящной, полной динамизма пластикой. Далее, к концу действия ее страстное противостояние с Грязным обнажает все больше сокровищ, спрятанных в шкатулке талантов гениальной певицы...»
«Оказывается, секрет оглушительного успеха оперы очень прост. Нужно только, чтобы Анна Нетребко и Ольга Бородина оказались на одной сцене, а дальше они все сделают сами. По правде говоря, слагаемыми успеха премьеры «Царской невесты», поставленной в Опере Сан-Франциско в понедельник вечером, стали и другие факторы: завораживающая, полная разнообразия музыка Римского-Корсакова, сильное выступление артистов, занятых в ролях второго плана, и визуально изысканные решения режиссера-постановщика Лотфи Мансури. Однако именно присутствие двух русских див, впервые одновременно вышедших на сцену Военного мемориального оперного театра, сделало этот вечер незабываемым. Любая из них своим пением, мощным и проникновенным, могла бы в одиночку обеспечить постановке восторженные отзывы; совместное же выступление стало чем-то из разряда чудес...»