» - Речитатив и ария Грязного из оперы Н.Римского-Корсакова «Царская невеста» по одноименной драме Л.Мея #Опера
Действие «Царской невесты» Мея происходит в драматичную эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Мея.
Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной — коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы...
В первом акте оперы взволнованный речитатив и ария молодого царского опричника Григория Грязного служит завязкой драмы. Нерадостно на душе у Григория. Он впервые в жизни испытывает сильное всепоглощающее чувство любви к Марфе («С ума нейдет красавица! И рад бы забыть ее, забыть-то силы нет»). Напрасно посылал он сватов к отцу Марфы: Собакин ответил, что его дочь с детских лет предназначена в жены Ивану Лыкову. Речитатив переходит в арию «Куда ты, удаль прежняя девалась, куда умчались дни былых забав?» Он рассуждает о своих прошлых временах, о буйных поступках, но теперь все его мысли поглощены Марфой и его соперником Иваном Лыковым. В следующем за арией речитативе он грозно обещает (сам себе): «А Лыкову Ивашке не обходить кругом аналоя с Марфой!» (то есть не быть им обвенчанными). Сейчас Григорий ждет гостей, чтобы хоть с ними забыться, и в первую очередь Елисея Бомелия, который ему нужнее всех...
----------
Фрагмент концерта Дмитрия Хворостовского во Дворце изящных искусств (Palacio de Bellas Artes) в Мехико (Мексика) Дирижёр - Камал Кхан (1997)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
Государственный академический камерный оркестр России
Художественный руководитель и дирижер - Константин Орбелян
Государственный Кремлевский дворец, 30 сентября 2007 года
Марфа – Анна Нетребко, Грязной - Дмитрий Хворостовский, Любаша – Ольга Бородина, Малюта - Владимир Огновенко. Дирижер - Неэме Ярви (Эстония)
«...Диапазон Хворостовского не очень широк, однако его голос легко «накрывает» первые ряды партера и мог бы звучать насыщеннее, если бы не его склонность ограничивать звук, особенно в верхнем регистре. Не являясь серьезной вокальной проблемой, такая «скупость» могла бы стать причиной неприятностей для певца, ранее обладавшего более широким диапазоном и сильным голосом. Играя опричника Грязного, Хворостовский уверенно проявляет свой музыкальный талант и драматическую интуицию, ярко передавая острое чувство конфликта, возникающее в сердце мужчины, который хочет избавиться от одной женщины, Любаши, чтобы добиться расположения другой, Марфы, просватанной за его друга...»
«Оказывается, секрет оглушительного успеха оперы очень прост. Нужно только, чтобы Анна Нетребко и Ольга Бородина оказались на одной сцене, а дальше они все сделают сами. По правде говоря, слагаемыми успеха премьеры «Царской невесты», поставленной в Опере Сан-Франциско в понедельник вечером, стали и другие факторы: завораживающая, полная разнообразия музыка Римского-Корсакова, сильное выступление артистов, занятых в ролях второго плана, и визуально изысканные решения режиссера-постановщика Лотфи Мансури. Однако именно присутствие двух русских див, впервые одновременно вышедших на сцену Военного мемориального оперного театра, сделало этот вечер незабываемым. Любая из них своим пением, мощным и проникновенным, могла бы в одиночку обеспечить постановке восторженные отзывы; совместное же выступление стало чем-то из разряда чудес...»