П.Мусоргский «Песни и пляски смерти»
Стихи - А.А.Голенищев-Кутузов. 1875 - 1877 #РомансыПесни
«…Это эмоциональный, технически очень сложный и своеобразный вокальный цикл, — говорит Хворостовский. — Казалось бы, всего только четыре песни, но они требуют от певца полной отдачи творческих сил. Здесь, в Эвери Фишер-холле я их уже пел. Это было в 1995 году, оркестром тогда дирижировал Валерий Гергиев. А вообще я пел «Песни и пляски…» много раз и много лет по всему миру, они постоянно в моем репертуаре… Цикл привлекает и одновременно отталкивает. Это одна из жемчужин русской музыкальной литературы, и исполнять «Песни…» — большая честь для певца. Их исполнение имеет огромные традиции, в том числе исполнение великим Шаляпиным. За них брались не только мужские, но и женские голоса. Вот поэтому петь их — большая ответственность.
Цикл этот необычен и сложен не только в вокальном смысле, необычна и сама тема: Смерть и ее жертвы, предстающие в разных обличьях. Я думаю, она актуальна и в наше время. Очень важно было найти музыкальный баланс между образами Смерти и ее жертв, проявив при этом собственное отношение. Здесь приходится идти буквально как по канату: шаг в сторону, и получится либо заштампованный «кич», либо недобор, когда вообще ничего не будет понятно. Это еще и актерски очень напряженная работа, потому что, с одной стороны, — театральный диалог, а с другой — все-таки камерный стиль. Нужно достаточно много и глубоко что-то иметь в себе, чтобы представить это слушателю, не выпячивая себя…» (Из интервью журналу «Вестник» от 5 февраля 2003 года)
Дмитрий Хворостовский уловил и сумел донести до слушателей естественную, вырастающую из характерных интонаций русской речи мелодику песен. С первых же нот певец погружает слушателей в атмосферу происходящего, заставляя почувствовать страдания терзающейся матери. В «Серенаде» широко звучит лирическая мелодия, передающая торжество любви молодой женщины, даже перед лицом смерти. В «Колыбельной» Хворостовский наполняет тревогой знакомые нам с детства слова «баюшки, баю, баю», вложенные не в уста страдающей матери, а - ликующей Смерти. Русской народной музыкой пронизан «Трепак», в котором звучат цитаты из заупокойной молитвы. В «Полководце» лирика естественно сменяется эпическим изображением битвы, голос Хворостовского постепенно наполняется мощью и скорбью, когда звучат финальные слова, произносимые Смертью.
-----------
Фрагмент выступления на Международном фестивале в Ланодьере (Квебек, Канада) Монреальский симфонический оркестр. Дирижер - Чарльз Дутойт. 1998
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
«Песни и пляски смерти» - История создания
Источник:
Belcanto.ruСередина 1870-х годов для Мусоргского — время размышлений о смерти, которая безжалостно унесла нескольких друзей, нанесла незаживающие раны. Под ее впечатлением были созданы цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова, вокальная баллада «Забытый», вдохновленная одноименной картиной Верещагина. В 1875 году Мусоргский непосредственно подходит к этой страшной теме: начинает создавать цикл для голоса с фортепиано «Песни и пляски смерти». Стихи были написаны все тем же Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым (1848 - 1913), младшим другом композитора, впоследствии членом Российской академии наук, с которым в течение 1873 - 1875 годов, вплоть до женитьбы поэта, он жил на одной квартире.
Василий Верещагин. Забытый. 1871
Все сочинение композитор предполагал разделить на две части, о чем в своем обычном ироничном стиле сообщал в письме к поэту 11 мая: «Мой милый друг Арсений, наш первый выпуск «Макабры» кончен, ибо сегодня написана «Серенада», почему я и не попал к твой милейшей maman. Думаю, будешь согласен на простейшее из названий, какоеподобает дать нашему новому альбому, — мы с тобой альбомами одолеваем человеков: нескромно, но почтенно. Я
...Ещё20 апреля 1875 года в одном из писем композитор сообщал: «В настоящую пору устраиваем с графом Кутузовым «Danse macabre» — две картины уже готовы, работается третья, а там и за четвертую!..» Первоначальный замысел цикла состоял из четырех частей с таким содержанием: 1. Схимник — смерть сурового монаха-фанатика в его келье при дальних ударах колокола; 2. Смерть политического изгнанника, возвращающегося домой и гибнущего в волнах в виду родины; 3. Смерть молодой женщины среди воспоминаний о любви и последнем, дорогом для нее бале; 4. Аника-воин и смерть.Все сочинение композитор предполагал разделить на две части, о чем в своем обычном ироничном стиле сообщал в письме к поэту 11 мая: «Мой милый друг Арсений, наш первый выпуск «Макабры» кончен, ибо сегодня написана «Серенада», почему я и не попал к твой милейшей maman. Думаю, будешь согласен на простейшее из названий, какоеподобает дать нашему новому альбому, — мы с тобой альбомами одолеваем человеков: нескромно, но почтенно. Я назвал новое детище — альбом «Она». Первый выпуск будет издан (надеюсь) в таком порядке: 1. Колыбельная, 2. Серенада и 3. Трепак. Следовательно, Ваше сиятельство, мы с Вами напахали альбом — «Без солнца» и пашем альбом «Она»; первый выпуск второго альбома готов, с чем и имею честь поздравить Ваше сиятельство».
«Колыбельная», согласно пометке на автографе, была закончена 14 апреля. Она посвящена выдающейся певице Анне Яковлевне Воробьевой-Петровой. «Серенада» закончена 11 мая и посвящена сестре Глинки Людмиле Ивановне Шестаковой. Автограф «Трепака» не имеет даты, но свидетельству В. В. Стасова он был написан первым — еще 17 февраля. Посвящен «Трепак» крупнейшему русскому басу Осипу Афанасьевичу Петрову. Прошло два года, и композитор дополнил цикл еще одной частью — «Полководец», которая была написана в Царском Селе 5 июня 1877 года. На одном из фрагментов автографастоит посвящение автору текста Арсению Аркадьевичу Голенищеву-Кутузову. В окончательном варианте цикл получил название «Песни и пляски смерти».
Фото: Модест Петрович Мусоргский
Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов. 1904
Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» записывался Хворостовским три раза:
1993 - с оркестром им. Кирова под управлением Валерия Гергиева для одноименного альбома (издан в 1994 году). Запись с оркестром им. Кирова вошла также в сборник «Дмитрий Хворостовский «Портрет», изданный в 2006 году.
2005 - с оркестром Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича под управлением Юрия Темирканова. Запись вошла в альбом «Мусоргский «Песни и пляски смерти», Рахманинов «Симфонические танцы»
2011 - с Ивари Илья для альбома «В эту лунную ночь». Издан в 2013 году.
Произведения Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, А. Рубинштейна, С. Рахманинова и М. Мусоргского. Дмитрий Хворостовский и Оркестр им. Кирова. Дирижер - Валерий Гергиев
Обложка альбома «Мусоргский «Песни и пляски смерти», Рахманинов «Симфонические танцы» 2005 © Warner Classics, Warner Music UK
Дмитрий Хворостовский и оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича под управлением Юрия Темирканова
Обложка альбома «В эту лунную ночь» 2013 © Ondine
Произведения П. Чайковского, М. Мусоргского и С. Танеева. Исполняет Дмитрий Хворостовский. Партия фортепиано – Ивари Илья