Пожары не щадили Тобольск, как, впрочем, и любой другой деревянный русский город. Неоднократно горел Тобольск, и вот после наиболее опустошительного из всех пожаров, случившегося 29 мая 1677 года, последовало (правда, почти год спустя) важное решение Сибирского приказа: «…а впредь город Тобольск делать каменный и для того городского каменного строения ведено отписать, где быть городу». Но неверно было бы утверждать, что только после этого решения начинается история каменного строительства в Сибири: еще в 1674 году митрополит Корнилий построил себе на Софийском дворе каменную «палату». Большой пожар 1677 года уничтожил и это здание.
«Без острогу страшно», — писал в 1670-х годах тобольский воевода, испрашивая у Москвы разрешение, поставить стену вдоль берега Иртыша.
Тобольские воеводы ведали обороной сибирских городов, обеспечивали «непашенные города» хлебными припасами, собирали ясак, осуществляли управление Западной и Восточной Сибирью. Как предписывалось Посольским приказом, «…чтобы воеводы и головы всех сибирских городов не писали в Москву мимо Тобольска». Уже в XVII в. Тобольск был одним из важнейших городов Российского государства и значился на всех иноземных картах. Сюда стекались несметные богатства края, которые потом переправлялись в Россию. До середины XVIII в. сибирская пушнина составляла одну треть национального дохода государства. Этим вкладом определялась особая покровительственная политика, способствующая экономическому и культурному развитию Тобольска.
Москва же всячески поощряла здесь каменное строительство. В 1683–1686 году присланными из Москвы и Великого Устюга каменщиками с подмастерьями Герасимом Шарыпиным и Гаврилой Тютиным создается каменный Софийско-Успенский собор.
Каменные стены вокруг Софийского двора начали возводить сразу же по окончании строительства собора и колокольни. Стены высотой 4,3 метра и протяженностью 620 метров с девятью башнями (семь круглых и две квадратные) были построены за десять лет. Они опоясали Софийский двор по максимальному периметру, опасно приблизившись к бровке Троицкого мыса. Строили стены те же мастера, которые возводили Софийский собор.
К началу XVIII века были возведены каменные стены и башни кремля, а также ряд не дошедших до нашего времени построек, стоявших на одной западной линии с Софийским собором: Троицкий собор, архиерейский дом, Святые ворота с церковью Сергия Радонежского и колокольня. Руководил строительством сибирский митрополит Павел, бывший до назначения в Тобольск архимандритом Чудова монастыря в Московском Кремле.
В конце XVII века строительство в кремле осуществлял по своему проекту, утвержден ному в Москве, Семен Ремезов, картограф и историк Сибири. Необходимые навыки каменного строительства он получил в столице. У южного обрыва горы сооружается Приказная палата (1699–1704). В северо-западном углу кремля возводится Гостиный двор (1702–1706). Кремль Ремезова — новый административный центр Сибири — повторял ломаную конфигурацию предшествующих стен и наугольных башен. Однако светские здания имели все стилистические черты московской архитектуры XVII века. Талант Ремезова сказался в новом осмыслении композиции кремля. По его проекту, поднимаясь на шестидесятиметровую высоту Троицкого мыса, надо было пройти через триумфальные Дмитриевские ворота, отдавая дань памяти покорителю Сибири Ермаку, и за тем — мимо плотной вертикали высотных сооружений Софийско-Успенского собора и Вознесенской церкви; выезд из кремля был задуман через Спасские ворота с башней.
Уникальный ландшафт и гений зодчего Семена Ремезова, которому удалось органично вписать архитектуру в естественную среду, сделали Тобольск одним из самых красивых городов. «…Кто хочет видеть нечто прекрасное в натуре, тот поезжай в Тобольск», — так писали о Тобольске в историческом альманахе «Сибирский вестник».
Нет комментариев