Моя замечательная педагог-концертмейстер из Мариинского театра Елена Константиновна Матусовская приехала сюда со мной заниматься. Она знает все о Чайковском. Благодаря ей я все это выучила. Она мне рассказала, что у Чайковского существует тончайшая грань, которую нельзя переступать ни в одну сторону. Нужно четко исполнять музыку, которая написана – «не навешивайте бантиков!» — она говорит. Но при этом ни в коем случае нельзя, чтобы это оставалось сухим исполнением – это должно наполниться красками, внутренними переживаниями. И это труднее всего!
Это не просто техника, это нечто большее. Для этого нужно быть, наверное, во-первых, русским человеком. А во-вторых, нужно очень многое пережить и знать, как это исполнить. Мне кажется, это приходит с опытом. Это так просто не появится. Я пыталась как можно больше сделать, я много думала, я поменяла полностью все свои жесты, взгляды, реакцию, я думала над каждым ее поворотом головы – вот что она будет делать здесь, вот она Татьяна, такая или такая? Никаких резких движений, которые у меня обычно присутствуют. Я так много пела в жизни молодых резвых девушек, которые мне, в принципе, ближе. Но здесь все иначе. И в этом плане мне приходилось поработать. Это интересно, это что-то новое.
— Я слышал Вас в роли Анны Болейн в опере Доницетти. И мне кажется, это переход от той прежней Анны Нетребко, которая была резвушка, к новой Анне Нетребко – драматической певице. Татьяна даже сложнее, чем Анна Болейн. Я неправ?
— Сложнее в том плане, что между Татьяной и мной лично нет ничего общего. Все, что я делала, — это игра.
Меня часто спрашивают, могла бы эта история случиться в наше время? Нет, не могла бы. Эта история принадлежит XIX веку, когда благородство, честь, гордость, верность – такие понятия еще существовали. Сейчас они почти не имеют смысла. А ведь у Пушкина все завязано на этом. Сейчас пытаются превратить это в какую-то сентиментальную историю. Я пытаюсь объяснить, что это не сентиментальная история, все гораздо глубже. Что русские характеры сложны уже по самой своей природе, и если вы будете пытаться это изобразить как любовную историю – ох, она ему отомстила, она его отвергла! – это глупо, это пошло, это не имеет никакого отношения ни к Пушкину, ни к Чайковскому. И я как русский человек, чуть ли не размахивая русским флагом, пытаюсь это донести.
Все это должно быть очень гармонично, и это все есть в музыке Чайковского, такой сложной, где голос выступает только как инструмент, а оркестр лидирует практически всегда. Только Ленскому, может быть, повезло больше, поэтому у него самый большой успех. Но простим ему! У Татьяны, и особенно в сцене письма, главное действующее лицо – это оркестр. Это надо понять, прослушать, полюбить, влиться в это. Вот это была работа!
— Сколько времени вы работали над Татьяной?
— Мало, но интенсивно. Сначала я сцену письма выучила. Это был еще 2003 год, я совсем ничего не понимала тогда, совершенно была в другом репертуаре. И Валерий Абисалович (Гергиев – А.З.) мне говорит: «Послушайте, Ань, тут четыре фразы с одинаковой мелодией. Ну надо же по-разному спеть!» (Заливисто смеется – А.З.) А сейчас около месяца, наверное, занималась.
-------
Анна Нетребко и Константин Горный в спектакле «Евгений Онегин»
Венская государственная опера 2013 © Michael Pöhn / Wiener Staatsoper
Комментарии 5
Фрагмент Большого концерта Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского на Красной площади 19 июня 2013 года. Государственный академический симфонический оркестр России, дирижер - Константин Орбелян
«Евгений Онегин» Чайковского на сцене Венской Государственной оперы
«Российская газета» 18 апреля 2013 года
Строго говоря, этот спектакль совсем не премьера. Модный немецкий режиссер Фальк Рихтер поставил «Онегина» в 2009 году. Но дебют самой знаменитой оперной дивы современности Анны Нетребко в партии Татьяны Лариной мгновенно превратил эту заурядную постановку в самое главное событие театрального сезона Вены, где опера безоговорочно считается важнейшим из искусств.
Наша Анна, получившая в 2006 году австрийское гражданство (сохранив при этом и российское), является национальным символом Альпийской республики наряду с Моцартом или семейством Штраусов. К ее дому в историческом центре Вены также водят многочисленные толпы туристов.
Сам по себе спектакль - квинтэссенция примитива режиссерской мысли, который реализуется в распространенном на Западе стиле «а-ля рус»: перманентный снегопад, реки водки и ледяная кровать с медвежьими шкурами для гл...ЕщёАнна Нетребко пишет о любви Хворостовскому
«Евгений Онегин» Чайковского на сцене Венской Государственной оперы
«Российская газета» 18 апреля 2013 года
Строго говоря, этот спектакль совсем не премьера. Модный немецкий режиссер Фальк Рихтер поставил «Онегина» в 2009 году. Но дебют самой знаменитой оперной дивы современности Анны Нетребко в партии Татьяны Лариной мгновенно превратил эту заурядную постановку в самое главное событие театрального сезона Вены, где опера безоговорочно считается важнейшим из искусств.
Наша Анна, получившая в 2006 году австрийское гражданство (сохранив при этом и российское), является национальным символом Альпийской республики наряду с Моцартом или семейством Штраусов. К ее дому в историческом центре Вены также водят многочисленные толпы туристов.
Сам по себе спектакль - квинтэссенция примитива режиссерской мысли, который реализуется в распространенном на Западе стиле «а-ля рус»: перманентный снегопад, реки водки и ледяная кровать с медвежьими шкурами для главной героини. Смотреть на это, конечно, и смешно, и грустно. Благо лишь в том, что господин Рихтер не внедрялся в музыкальную ткань оперы и не мешает солистам петь.
И все же певцы находились не в самых выгодных условиях, так как оркестр под руководством молодого латышского дирижера Андриса Нельсонса, делающего ныне впечатляющую международную карьеру, часто звучал излишне громко и жестко, порой обнаруживая неуместные для лирических сцен Чайковского вагнеровские краски. Но в итоге ансамбль солистов переиграл предлагаемые театральные обстоятельства с явным преимуществом.
Дуэт Анне Нетребко составил Дмитрий Хворостовский - лучший из лучших Онегин сегодняшнего дня. Второй романтической парой спектакля стали меццо-сопрано Алиса Колосова (Ольга) и тенор Дмитрий Корчак (Ленский).
Дмитрию Корчаку надо было завоевывать избалованную венскую публику, которая уже давно покорена Дмитрием Хворостовским. Первое же появление на сцене знаменитого русского баритона было встречено аплодисментами. Его Онегин роскошен: то суровый и решительный, то влюбленный и оттого беззащитный. Безумная амплитуда эмоций, помноженная на умопомрачительно красивый голос, которым певец владеет безукоризненно, рождает образ феноменальной притягательной силы.
Татьяна Анны Нетребко - это «чистейшей прелести чистейший образец». Сцена письма - завора...ЕщёЕсли у миловидной Алисы Колосовой Ольга осталась в хрестоматийных рамках «проходного» образа, то Дмитрий Корчак сделал своего Ленского романтическим именно героем, в прямом смысле слова без всякой банальной слащавости. И его вызов Онегина на дуэль - не истеричная рефлексия, а осознанный поступок. К тому же знаменитую арию «Куда, куда вы удались...» он спел настолько проникновенно и восхитительно вокально, что заслужил после исполнения крики «браво!».
Дмитрию Корчаку надо было завоевывать избалованную венскую публику, которая уже давно покорена Дмитрием Хворостовским. Первое же появление на сцене знаменитого русского баритона было встречено аплодисментами. Его Онегин роскошен: то суровый и решительный, то влюбленный и оттого беззащитный. Безумная амплитуда эмоций, помноженная на умопомрачительно красивый голос, которым певец владеет безукоризненно, рождает образ феноменальной притягательной силы.
Татьяна Анны Нетребко - это «чистейшей прелести чистейший образец». Сцена письма - завораживающий моноспектакль. В ее пении ощущается какая-то потусторонняя магия. В ее Татьяну невозможно не влюбиться. И только по той тени усталости, что промелькнула пару раз за спектакль на прекрасном лице Анны, можно было догадаться, какое титаническое трудолюбие и какая несокрушимая воля спрятаны за беспредельным талантом и обаянием певицы.
Единственной ахиллесовой пятой спектакля оказался Гремин в исполнении баса Константина Горного, который блистал, увы, разве что только лацканами своего смокинга. Впрочем, это вокальное фиаско было не очень заметно. Зал не столько внимал его шлягерной арии «Любви все возрасты покорны...», сколько напряженно следил за той «перестрелкой» взглядами, что в сцене бала устроили Татьяна и Онегин. Эмоции между ними выглядели до такой степени реалистично, что даже возникало чувство неловкости из-за того, что вроде как случайно ты, сидя в зале, стал свидетелем чего-то чужого и очень личного.
С финальным аккордом обычно чопорная австрийская публика начала неистовствовать в приступе экстатического восторга. Овация длилась едва ли не дольше, чем последняя картина оперы. Певцы выходили на поклоны более десятка раз. А после спектакля уже на площади около театра, у дверей служебного входа, всех солистов ожидала многосотенная толпа желающих заполучить заветный автограф. И за полночь Вена все еще продолжала жить восхищением от уже минувшего представления, которых всего-навсего запланировано четыре. Завершающий спектакль назначен на 22 апреля. Но билетов нет уже давно ни в кассах, ни у спекулянтов.
Вот он триумф русской оперы, которого так ощутимо не хватает в стенах наших родных театров. Правда, 19 июня в Москве ожидается абсолютно эксклюзивное событие - Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский споют дуэтом на Красной площади. Остается лишь надеяться, что небесная канцелярия не подведет с погодой.
«Сам по себе спектакль - квинтэссенция примитива режиссерской мысли, который реализуется в распространенном на Западе стиле «а-ля рус»: перманентный снегопад, реки водки и ледяная кровать с медвежьими шкурами для главной героини. Смотреть на это, конечно, и смешно, и грустно. Благо лишь в том, что господин Рихтер не внедрялся в музыкальную ткань оперы и не мешает солистам петь...»