Все замечательно, но, как известно, какого бы масштаба событие не произошло, если о нем не рассказали по телевизору, то можно считать, что его вовсе не было. Предприниматель нашел средства на оплату телевизионной техники, дабы все это действо было зафиксировано на пленку и стало достоянием общественности. Однако, как говорили древние римляне: «При согласии даже малые дела растут, при несогласии великие дела разрушаются». Уж насколько малым или великим было задуманное предприятие, одному Богу известно. Но абсолютно всем было или стало известно, что Бог не одарил Журналиста хорошим характером и аналитическим складом ума. Сколько ни убеждал Предприниматель Журналиста, что в основе любого вида деятельности лежит искусство допустимых компромиссов, терпимости, даже Артист намекнул Журналисту, что он не умеет разговаривать с людьми, и от этого много теряет, делу это не помогло. Журналист с самого начала умудрился поссориться со всеми: с руководством музея Музыкальной культуры им. Глинки, чьим филиалом являлся дом-музей Шаляпина, с Министерством культуры и даже с Артистом, который во всей этой ситуации, вел себя очень достойно. Мало того, что он согласился принять участие во всех разговорах и дать бесплатный концерт, специально подготовив программу из репертуара Шаляпина. Когда музей им. Глинки стал требовать еще и арендную плату за концертную площадку (гостиная Шаляпина, где стоял рояль Рахманинова, и кругом сплошные раритетные экспонаты), а денег на это не было, Артист спокойно сказал: «Бог с ними, давайте я им заплачу». Но такого рода жест, с точки зрения Журналиста, как-то смахивал на мелодраматическую сцену из оперы «Травиата», когда оскорбленная сторона бросает пачку денег в лицо стороне, ее оскорбившей. Фальш какая-то. Ведь такое благородное дело задумали! Вспомнился Шаляпин: «Сезон за сезоном, год за годом – все в театрах трафаретно и безжизненно. «Травиата» и «Травиата». Фальшивые актеры, фальшивое реноме, фальшивые декорации, фальшивые ноты – дешевка бездарного пошиба».
«Ты им еще за билеты на собственный концерт заплати, которые они за 15 минут продадут и двойной доход иметь будут», – рявкнул Журналист, в пылу полемики подзабыв, что между доходами музея и билетных спекулянтов есть разница. После всех ссор и скандалов вечер все-таки состоялся. Расстроенный Артист взял себя в руки, и, видимо, вспомнив собственный девиз «будем бороться», хотя само понятие «борьба» он терпеть не мог, прекрасно спел концерт.
Директор музея провел экскурсию по всем шаляпинским комнатам и залам с лицами, приглашенными для съемки, рассказал много интересного и поучительного о жизни и судьбе Федора Ивановича. Затем, опять же под пристальным взглядом телекамер, состоялось обсуждение проекта «Замок Искусств». Уже смонтированная передача заканчивалась воззванием:
«Дамы и Господа!
Проект «Замок искусств» по своему идейному содержанию может начинать работать уже сейчас, до решения вопросов о строительстве. Для этого необходимы усилия всех нас. Призываем государственные, общественные, коммерческие организации и частных лиц «войти»
«Войти, аль нет?»
Наши телефоны…».
Для того, чтобы все стало понятным, позволю себе процитировать фрагменты другой передачи, сделанной в телекомпании «Ren-TV» и завершавшей целый сериал под названием «Замок искусств». До сих пор признательна президенту телекомпании Ирене Стефановне Лесневской, как бы ни сложились наши отношения в дальнейшем, за то, что она взяла тогда этот абсолютно некоммерческий проект. Возможно, кому-то из отечественных талантов, он принесет пользу. Итак, фрагмент из итоговой, десятой по счету, передачи «Замок искусства».
Закадровый текст журналиста: «… Мы предложили всем заинтересованным лицам принять участие в реализации проекта «Замок искусств». Его автор – Федор Иванович Шаляпин – имел в виду целую систему, которая давала бы возможность жить и процветать талантам в своем Отечестве. Знаменитая фраза Ивана Грозного из оперы «Псковитянка» «Войти, аль нет?», когда-то сделавшая молодого Шаляпина знаменитым, привлекла внимание. Некоторые уважаемые организации громко объявили о своем желании «войти». Но как «вошли», так и «вышли», уже без всякого шума.
А началось все в сказочную новогоднюю ночь, тринадцатого января 1992 года, под Старый Новый год, в музее Шаляпина. Ночь, вернее поздний вечер и в самом деле был дивным. Снег, старинный дом, свечи, в общем – сказка.
Был и мудрый Сказочник:
А. В. Петренко, актер: «Сегодня как бы сошлись планеты, сошлись звезды: звезда первой величины прошлых лет Иван Иванович Петров и звезда нынешних дней – Дмитрий Хворостовский. И самая вершина – Шаляпинские идеи. И все это вместе – и Новый год, и Новое время, и Бог знает, что еще… Благословенное время, чтобы это начинать, и должно все получиться обязательно».
И добрый Волшебник тоже был:
А. А. Павленко, предприниматель: «Мне бы хотелось, чтобы сегодня, когда у нас состоялся такой разговор, каждый из нас поверил бы в эту идею, и чтобы мы заключили такой договор: принять посильное участие в реализации этой идеи. Я лично могу оказать материальную помощь и какие-то консультационные услуги, чтобы все это получилось с меньшей кровью».
Конечно, был прекрасный Принц. Какая же сказка без него?
Дмитрий Хворостовский пел «Серенаду Дон Жуана»:
«Много крови, много песен для прекрасных льется дам…»
Совсем недавно я услышала несколько строк, поразивших меня своей точностью:
«Счастлив лишь тот, кому победа
далась не кровью, а умом.
Счастлив, кто точку Архимеда
сумел найти в себе самом»
Мы не сумели. Но обратимся еще к одному фрагменту из итоговой передачи нашего сериала.
«… И вознамерились мы воплотить в жизнь мечту Шаляпина. (Чего не бывает в сказке?). И эскизы Замка, которые архитектор Фомин для Шаляпина сделал, нашли, и новые, современные, нарисовали. И чего там только не было, в этом нашем Замке: и театрально-концертный зал, и школа-студия мастеров, и еще Бог знает что, как Петренко сказал. Ну, неужто, наше печально-историческое предназначение в том и состоит, чтобы поставлять всему миру таланты, а самим ни с чем оставаться. Пусть им дома будет хорошо. Звучит фрагмент из романса «Сомнение»: «Не верю, не верю обетам коварным…».
Ох, не зря сомневался Федор Иванович, да и Дмитрий Александрович тоже.
Д. Хворостовский: «Сомнения. Ну, идея совершенно сумасбродная. Но в этом что-то есть. В каждой такой идее есть момент или доля истины. Я думаю, это должно быть. То есть, я не верю в существование какого-то Замка, как реального здания, некого учреждения культуры. Но пусть это будет хотя бы студия, подкрепленная хорошей технической базой. А если там мы сможем осуществлять записи, выпускать компакт-диски, например, если все это будет связано с бизнесом, то почему бы и нет».
Помню, кое-кого кольнуло слово «бизнес» в устах Хворостовского. Ему бы только о высоком думать и говорить. Но возвышенное и земное накрепко связаны между собой, никто тебе ничего не даст просто так, самому фундамент для своих творческих идей надо обеспечивать. Молодой Артист понимал это уже тогда, его бы послушать… Но те, кто большую часть жизни прожил в другой ситуации, когда говорить о деньгах было просто неприлично, когда за нас думали и решали все – где работать, сколько зарабатывать, как зарабатывать… – те оказались просто не готовыми к высшему творчеству, творению собственной судьбы, если угодно.
Архитектор А. И. Таранов, сделавший по нашей просьбе современные эскизы для Замка, тогда сказал: «Дело очень непростое, вы сейчас на нуле – ничего нет, кроме больших идейных затрат на этот проект, а ведь из них ничего не построишь. Задачи здесь очень сложные, но и интересные – создать какой-то микроклимат, ауру для талантов, которые бы вырастали, распускались в этом доме. Будет масса неудач. Был стипендиатом, учился и не вышел в «дамки». Это нормально. Потому что, если хотя бы один выйдет – значит, вся затея себя оправдала».
К сожалению, не вышли в «дамки» наши замки. Однако, как сказать.
По странному стечению обстоятельств, именно эти строки я пишу, только что вернувшись из Большого зала Московской консерватории. Там был концерт-закрытие международного конкурса пианистов им. Скрябина. Зашла туда случайно, оторвавшись от этих своих записок на несколько часов. Поскольку за конкурсом я не следила, то спросила у его устроителей: «А кто первую премию получил?» – «Коробейников» – «Андрей его зовут?» – «Да, Андрей. Талант, надо Вам сказать, исключительный. Все международное жюри так считает». Ровно десять лет назад, в одном из выпусков нашего сериала «Замок искусств», мы рассказали о восьмилетнем Андрюше Коробейникове из подмосковного городка Долгопрудный. Он учился в детской музыкальной школе «Ровесник» и его педагог тогда сказала: «Способных было много, но такой как он один. Ничего подобного в своей жизни не встречала. Господи, ему бы быт наладить, высыпаться, питаться нормально». Андрюша играл на рояле, скрипке, сочинял музыку, пел в детском хоре Большого театра, создал школьный эстрадный ансамбль. Это в восемь лет-то. Во время интервью он не по возрасту толково и интересно отвечал на вопросы, но как-то чуть замедленнее, с паузами. Я даже спросила с легким раздражением: «О чем ты думаешь все время?» – «У нас дома нет с мамой. Негде жить, мама работает сторожем, я сплю у нее на работе, вот и сейчас спать хочется» – по-детски искренне ответил он, как бы извиняясь перед взрослой тетей за то, что осложняет ее работу. После передачи Андрюшины проблемы неожиданно вызвался решить некий современный Мамонтов: и небольшую квартиру ему с мамой купили, и пианино, и стипендию несколько лет выдавали. Хотя никаких гарантий, что из него выйдет новый Шаляпин или Рихтер не было. Мало ли из этих «вундеркиндов» ничего не получалось. Но выжить и выучиться Андрюше помогли.
Когда на заключительном концерте конкурса Скрябина восемнадцатилетний пианист властно взял меня за руку, да и не только меня, а весь зал, и повел за собой в такие космические дали скрябинской музыки, о которых многие и не подозревали, я вспомнила слова архитектора Таранова: «Будет масса неудач. Был стипендиатом, учился и не вышел в «дамки». Это нормально. Потому что, если хотя бы один выйдет – значит, вся затея себя оправдала».
Что касается строительства самого здания, то где-то как-то тоже что-то «проклюнулось». В 98-м году в мои руки попала бумага, на которой была изображена заставка-символ телесериала «Замок искусств» и черным по белому написано: «Межрегиональный шаляпинский Центр на международной конференции, посвященной столетию имения Суук-Су», поддержал идею строительства «Замка искусств» для талантливой молодежи, о котором мечтал Федор Иванович Шаляпин». Не знаю, построили они что-нибудь или нет, Крым, где находится имение, принадлежит уже другому государству, но, в конце концов важна не только истина, но и путь к ней.
Итоги «большого пути» подводили мы с Дмитрием Хворостовским, принимавшим посильное участие во всех этих «сумасбродных идеях», которые, повторюсь, были вызваны к жизни его талантом и личностью.
В июле 92-го года случились у него гастроли в Одессе и съемочная группа, предполагавшая сделать фильм о Хворостовском, погналась за ним. Стояла чудовищная жара. Он появился перед нами слегка отяжелевший после вчерашнего концерта в Одесском оперном театре и последовавшего за ним банкета, в шортах и легкой майке. Оператор прошептал: «Может быть, он как-то оденется? Попроси его». Я также шепотом ответила: «Нет, пусть сидит голый. Пусть будет все по правде». Хворостовский, обладая, как вы понимаете, хорошим слухом, тут же откликнулся из дальнего угла комнаты, где он пытался причесаться перед зеркалом: «Я не голый, я загорелый. Мог бы конечно надеть смокинг, но он после вчерашнего концерта до сих пор не высох».
– Хорошо, начнем. Давай назовем наш разговор «Воспоминания о будущем». Мы поработали в разных ситуациях. В первом интервью, в 89-м году я спросила, «почувствовал ли ты себя знаменитым?». И ты ответил, что «нет», просто концерт прошел достаточно успешно. Когда тебя сейчас иногда называют «великим русским» певцом, как ты к этому относишься?
– Ну, точно так же, как тогда к твоему вопросу. С тех пор мы перешли на «ты», что очень хорошо, легче общаться, я тебе за это благодарен. В твоем вопросе звучала ирония, я не мог ее не уловить, но старался ответить искренне.
---------------------
Как-то я прилюдно обратилась на «ты» к Дмитрию Александровичу, и тут же получила замечание от кого-то из поклонников, что пытаюсь встать «вровень с гением». Я не пытаюсь, поверьте. Просто так сложилось исторически, и если я заменю все «ты» на «вы» в расшифровке этого давнего разговора, то он может стать искусственным, ненатуральным, может уйти главное – личность героя. Так что пусть уж извинит меня придирчивый читатель.
---------------------
– В таких эпитетах – «великий русский певец» – должна звучать ирония, иначе невозможно жить от своей «великости». Я не считаю себя «великим русским певцом», но я считаю себя русским певцом.
– А что ты вкладываешь в понятие «русский певец»?
– Прежде всего, национальность свою. Я русский. Даже сейчас, когда я несколько повернул свое амплуа в сторону итальянской оперы. Я опять же, представляю свою Родину, Россию.
– В конце жизни Шаляпин говорил, что наконец-то на Западе от него отстали и перестали называть «Star» – «звезда», понимая особенности его искусства, а, следовательно, и особенность места во всем мировой искусстве. Как ты думаешь, Запад понимает тебя или для него ты просто «Star», каких, в общем-то, достаточно много?
– Дело в том, что я сам-то себя еще не достаточно хорошо понимаю, а уж требовать от Запада этого понимания было бы глупо, пожалуй. Наверное, не все понимают. Кто-то понимает. Ты знаешь, сейчас в Лондоне открылся мой фан-клуб.
– Так, интересно…
– Года три меня преследовали письма, подарки разные, цветы от анонимных почитателей, кто-то подписывался. И, в конце концов, два месяца тому назад я был в Лондоне, работал в Ковент-Гардене, и для меня открылись мои почитатели. Они попросили разрешения открыть мой Фан-клуб. Для этого я должен был подписаться как-то, в общем, документально это оформить.
– Это клуб любителей твоего искусства – так я поняла?
– Да, клуб почитателей.
– В Кишиневе есть такой же клуб, насколько я слышала.
– В Кишиневе есть, да. И, в общем, я был, конечно, очень польщен и разрешил это сделать. Я думаю, что эти люди в какой-то мере понимают то, что я прежде всего русский, мою необычность что ли. А в основном, конечно, публика, которая меня видит, она, прежде всего, видимо, узнает меня по голосу, по моей внешности, по тому, что я еще достаточно молод и неплохо смотрюсь на сцене, да?, что, в общем довольно нечасто встречается среди певцов. Хвастаюсь, да?
– Ну почему, это правда. Было бы странно, если бы ты сейчас кокетливо жмурился, рассказывал, как ты стар и уродлив, а поклонники почему-то прохода не дают…
– Пока что любят. Дело в том, что на Западе в моих концертных программах, как правило, присутствует русская музыка, причем русская музыка, которая не всегда даже знакома людям на Западе. Я очень часто пел романсы Римского-Корсакова, Бородина, Рубинштейна, которые абсолютно неизвестны. И как это не странно, в моих комбинациях, я это комбинировал с итальянской, старинной музыкой, именно вторая часть, русская музыка, была наиболее как-то любима ими. Я видел этот эффект, когда зрители, читая программки с подстрочным переводом (это очень неудобно), в конце концов программки эти закрывали и слушали меня, а потом вставали в конце концерта. Очень я это ценю. И я думаю, что в какой-то мере я немного сдвинул понятие о русском человеке, о русскости что ли, о русской музыке, прежде всего.
– Скажи, а что тебе дал Запад?
– Ну, во-первых, Запад дал мне стабильную работу, уверенность в себе. На Западе я получил опыт…
– Какой?
– Всякий. Разный. Там все… жестко. Моей карьере «там» всего три года, но мне кажется, что в течение каждого года я проживал два, а то и три… Как на войне – года за два. Я очень сильно изменился, сам чувствую, за это время.
– В творческом плане или в человеческом?
– В творческом плане и, соответственно, в человеческом, потому как для меня эти два слова неразделимы. Моя жизнь – это моя работа. Отними у меня возможность петь – и все, я буду никто и ничто.
– Ну, почему? Можно ведь заняться чем-то другим. Например, открыть какое-то свое дело, Запад и этому должен был научить, наверное…
– Да нет. Я стараюсь, по возможности, держаться подальше от всяких деловых вещей, от бизнеса голого… Мне этого никогда не постичь. Но, ты знаешь, в Америке мне рассказывали много историй о русских людях, о второй или, наверное, третьей волне эмиграции, которые сделали свой бизнес из ничего, став мультимиллионерами.
– Талант?
– И еще какой! Они это делали талантливо, с большой долей выдумки. У нас, русских, есть какая-то особая генетическая программа – талантливо выходить из ситуации.
– Как-то в интервью ты сказал, что делаешь имя и деньги. Имя – понятно. А деньги? Наверное, не для того, чтобы купить пять «Мерседесов». Дальше что?
– У меня нет ни одного «Мерседеса». И я по этому поводу особо не грущу.
– Да нет, это я так, для примера…
– Я не могу сегодня быть доволен тем моим ответом, сегодня я ответил бы по-другому. Я просто пытаюсь найти себя. Ты, наверное, знаешь, что найти себя – самое трудное. Это, пожалуй, потруднее, чем делать деньги или даже делать имя. Сейчас я стою на неком перепутье, опять какая-то переоценка того, что сделано. Я недоволен тем, что осталось у меня позади. Хотя кое-что сделано правильно. Но, будь я сейчас в начале карьеры, кое-что я сделал бы по-другому.
– А не хочешь сказать, что именно?
– Нет. Зачем? Что сделано – то сделано.
– Извини. Но, наверное, есть что-то такое в твоей жизни и творчестве, чем ты доволен, может быть даже счастлив…
– Счастлив, счастлив… Что это такое? Постоянно счастливым быть нельзя, это глупое состояние… Счастье – это очень короткий миг, состояние души в этот короткий миг...
– Слава Богу, что ты нашел ответ на вопрос, на который все человечество на протяжении веков толком ответить не может – что такое счастье. А что такое самое большое богатство на земле?
– Свобода.
– О, а это что такое свобода?
– О, господи! Так все и расскажи. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Конечно нельзя. Каждый человек живет с ворохом обязанностей перед людьми, своей семьей, которые он несет на своем горбу. Так же и я. Я о другом говорю: о свободе выбора, о свободе в своей профессии. Я к этому стремился, и это у меня есть. Здесь я абсолютно свободен.
– Одна из первых статей о тебе называлась «Тоска по Родине». Не в прямом смысле, имелась в виду не ностальгия… Кстати, это чувство тебе знакомо?
– Да, конечно. Постепенно чувство это притупляется, но особенно остро оно, когда ты только уезжаешь. Я терпеть не могу уезжать. И первые две-три недели проходят очень тяжело. Меня тянет обратно. Но ведь я приезжаю сюда… Это ведь тоже счастье – иметь возможность время от времени приезжать на Родину. У Шаляпина, Рахманинова и многих других русских людей такой возможности не было. За границей я пытаюсь изменить стереотип видения русского человека… советского человека. Мы все – советские люди. Я прошу прощения, мы русскими-то стали совсем недавно. Мы сейчас, пожалуй, слишком много говорим об этом, чтобы самих себя убедить: я русский, русский, я не из Совдепии! Я пытаюсь что-то изменить даже в прочтении западными постановщиками сюжетов русских опер. Иногда просто не можешь узнать русский сюжет, русскую оперу. Сначала я протестовал очень буйно. Я чуть не открутил шею директору одного европейского театра за то, что я увидел на сцене. Что я мог сделать? Я просто на него накричал. Он мне сказал: «Ты никогда не будешь петь в моем театре». Я ответил: «Пожалуйста. В таком г…не я петь не хочу». Кстати, постановка была с технической точки зрения очень приличная, профессиональная, но совершенно не про то. Мне было стыдно, обидно до дрожи, просто до слез, что так представлен русский сюжет и русский человек. Вот в этом и есть моя борьба, если тебе так нравится это слово. Я знаю, что русские, приезжая на Запад, часто говорят в своих интервью: «Ах, как у нас плохо!». Да, все знают, как у нас плохо, но у нас есть кое-что такое, чего у них нет.
– Например?
– Например? Как-нибудь потом скажу, не сейчас, а то года через два и поговорить со мной будет не о чем. Уже все сказал.
– Ты как-то сказал: «Наша действительность глубоко отразилась на судьбе моего отца. Он мог бы стать большим артистом. Я только его продолжение». На твоей судьбе наша действительность вроде бы не отразилась. Что это – случай, судьба, перемены в стране?
– Ты сама ответила на этот вопрос. Судьба, удача, перемены в стране, время идеальное, когда есть возможности для таких, как я, самим решать свою судьбу. Талант, который мне дали родители и Бог.
– Помнишь, в музее Шаляпина Иван Иванович Петров вспомнил о Большом театре тех времен, когда там пели Лемешев, Козловский, Рейзен, Пирогов, Максакова, да что там говорить. А как то время, которое мы называем сейчас чудовищным…
– …взрастило таких личностей? Не знаю. Возможно, этому способствовала централизованная система, когда Большой театр на протяжении многих лет собирал лучших, отбирал таланты, копил их, воспитывал. И люди эти, работая вместе, живя вместе, создавали нечто… Сейчас этого нет. Большой театр отторг все таланты, которые он имел.
– Говорят, там платят мало.
– Да, господи! Если бы Большой оставался Большим, то я, да что я, кто угодно, приехал бы и почел за честь спеть в нем бесплатно.
– Боюсь, мы не сможем ответить на вопрос: «Кто виноват?»
– Боюсь, что на вопрос «Что делать?» мы тоже не сможем ответить.
– А тебе не хотелось бы иметь свой театр, что-то там делать свое, нужное и интересное?
– Нет. Я индивидуалист.
– Сейчас ты будешь петь «Онегина» во Франции. А если это будет такая постановка, с которой ты не будешь согласен, что ты будешь делать?
– Давай ты спросишь меня об этом во Франции.
– Когда мы обсуждали в музее Шаляпина «Замок искусств», то ты назвал эту идею «сумасбродной». Почему?
– Это утопичная идея. Идеальный театр, о котором говорил Шаляпин, по-моему, также невозможен, как идеальное общество. Почему Шаляпин считал, что не создал своего театра? Он создал свой театр, который существует в наших традициях, в нашей музыке,в том, что делал Шаляпин, делалось и делается после него. А если эта идея воплотить в жизнь его мечту о «Замке искусств», обретет некую реальность, то это будет один из таких же институтов, центров и т. д., которых уже полно в Москве и везде. Сама идея, конечно, хороша. Без Великих идей ничего невозможно создать. Но это мечта, понимаешь, мечта. Нельзя же мечту принимать за реальность. Я, конечно, не отказываюсь от этого проекта и посильное участие буду в нем принимать.
– А что произошло с оперным центром «МоцАРТ» – как ты думаешь? Почему мы «разбежались» в разные стороны?
– Мы? Я могу говорить только о себе. Хорошо?
– Хорошо. Скажи о себе.
– Я опять почувствовал какую-то долю несвободы. Я честно отдал и свое время, и свои силы, по-настоящему загорелся этой работой и оставил какой-то кусок от себя… там. И когда я понял, что этот спектакль не может быть хорошим, еще до премьеры, это было ужасно. Это было больше, чем провал, потому что он наступил раньше премьеры, для меня. Но я был связан обязательствами и не мог отказаться. Не мог и вступать в споры с режиссером, это неэтично, я должен был выполнять его указания. Нет ничего идеального на этом свете. Собираются люди, хотят что-то сделать, потом в каком-то звене что-то выпадает, и рушится все.
– А почему Мамонтову удалось создать свою знаменитую частную оперу как альтернативу закостенелым императорским театрам, собрать группу выдающихся единомышленников – Рахманинов, Шаляпин?
– Савва Мамонтов! Это было в прошлом веке. Сейчас время совсем другое, уникальное.
– В чем же его уникальность?
– Сейчас происходит революция, даже несколько. Сейчас происходит война. Все рушится, трясется. А мы создаем какие-то театры будущего, институты будущего.
– А может быть, так и надо?
– Я не говорю, что не надо, я объясняю причину провала. Так, как я это понимаю.
– Значит, все оттого,что в стране неспокойно?
– Все оттого, что ничего «не работает». Мой менеджер и продюсер из «Филипс» Анна Барри – она немного говорит по-русски – очень хорошо эту фразу произносит: «Это не работает».
– Хорошо. Сменим тему. Поговорим об имени. Фильм, который мы хотели бы снять о тебе, я думаю назвать «Имя». За очень короткий срок, ты это сделал – имя. То, что ты заслуженный артист и лауреат Госпремии – это звания. А имя? Что это для тебя – знак престижа или знак чести?
– Чести. Какой престиж? Я его честно заработал, согласна? Значит, знак чести. Честь и честно – однокоренные слова.
– Знаешь, у Пастернака есть одна строка… Извини, я напичкана цитатами, цепляешься за ум других, когда своего не хватает.
– Конечно, ты филолог, а я так, вокалист-кретин. Откуда же мне знать?
– «Самоуничижение паче гордости», Дима. Эта строка звучит так: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Бывают поражения, которые важней победы?
– Да. Бывают. Иногда цена пораженья гораздо выше, чем цена победы, победа даже развращает иногда. В последнее время я наконец-то стал получать «тычки», даже имел несколько поражений и сделал для себя глубочайшие выводы на будущее. И за это я благодарен судьбе, которая меня слишком развратила. Ведь до сих пор карьера моя складывалась настолько гладко, настолько неправдоподобно просто и хорошо. Все рецензии, все статьи – ну, просто «супер»: «пришел, увидел, победил». Наконец-то появились и критические статьи. Явного неуспеха нет, но есть кое-что такое, о чем следует подумать. Пел совсем недавно в Ковент-Гардене «Пуритане» Беллини. Если бы ты знала, что написала обо мне английская пресса! Можно было повеситься. Но я подумал, вешаться не стал, а стал работать. И к последнему спектаклю партия у меня выросла раз в десять.
Комментарии 1