Устная народная песня разнообразна не только по своему богатому содержанию, но и по своим поэтическим особенностям. Поэтому при изучении песенного творчества необходимо считаться с его приемами, с его формальными признаками, что не всегда у нас делалось. Обычно обращалось внимание на идейное содержание песни.
Народное песенное творчество реалистично. Оно в каждую историческую эпоху выражало передовые художественные взгляды. И эта реалистичность проявлялась не только в том, что в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах. Поэтому разработка проблем поэтического стиля народной песни для нас очень важна.
Передовая народная мысль отстаивалась в высокохудожественных формах. И эти формы всегда были глубоко связаны с конкретными условиями исторической жизни народа, с его культурой, с его мировоззрением.
В настоящем исследовании делается попытка рассмотреть поэтические приемы русской народной песни: вопросы композиции народной песни, средства художественного изображения (основная символика, сравнения, эпитет, метафора и другие виды поэтических тропов), средства художественной выразительности (звуковая организация песенного языка, интонационно-синтаксическая группировка слов в песне, словарное богатство песни и т. д.).
Вопросы ритмики подробно не разрабатываются. Об этом сказано попутно, так как это особая проблема, самостоятельная. Кроме того, она частично уже ставилась и разрешалась в работах А. Востокова, Н. Греча, С. Капустина, Ф. Корша, А. Кубарева, П. Сокальского, С. Шафранова и др. Из современных исследований следует назвать книгу М. П. Штокмара «Исследования в области русского народного стихосложения» (М., 1952).
Вопросы ритмики, касающиеся болгарской народной песни и чешской народной песни, разрабатываются в книге А. Д. Моцева «Ритъм и такт в българската народна музика» (София, 1949) и в трудах чешских исследователей: Л. Янычек «О народной песне и народной музыке» (Прага, 1955, стр. 383) и Вл. Йлела «Жизнь песни» (Прага, 1949).
В данном исследовании привлекаются песенные тексты, записанные до 60-х годов прошлого столетия и только тексты протяжной лирической песни. Она имеет свои специфические особенности и от лирических песен хороводных, плясовых и других во многом отлична.
Песенные тексты брались главным образом из сборника М. Чулкова «Собрание разных песен» (издание 1913 г.), как наиболее древние и полные, из сборника Н. Львова – И. Прача «Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку Иоганом Прачем» (СПБ, 1790), из сборников П. В. Киреевского («Песни. Новая серия», вып. I, М., 1911, вып. II, ч. 1, М., 1917, вып. II, ч. 2, М., 1929), П. В. Шейна («Русские песни», М., 1870 и «Великоросс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах» и т. п., СПБ, 1898). В отдельных случаях песенные тексты заимствоввались и из других источников (Н. Курганов, Письмовник, содержащий в себе науку российского языка со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия, СПБ, 1793, Песенники XVIII и начала XIX в. Сборник И. Рупина «Народные песни», М., 1831 и др.).
Автор выражает искреннюю признательность научным сотрудникам сектора народно-поэтического творчества Института мировой литературы имени А. М. Горького Академии наук СССР и научным сотрудникам сектора народного творчества Института языка и литературы Академии наук Латвийской ССР за товарищеские советы и указания.
---------------
Карнеги-холл (Нью-Йорк), 12 апреля 1992 года
Нет комментариев