Приметы времени: советская квартира 1950–60-х годов.
В СДК оформлена ретро-выставка "Назад в прошлое",а сегодня поделимся информацией о культовых вещах прошлого. Читайте, как советские граждане стремились создать в комнатах уют и украсить скромный быт красивой посудой, фарфоровыми статуэтками, ажурными салфетками и другими предметами интерьера.
Сервиз в серванте
Одним из базовых и при этом ценных приобретений считался фарфоровый сервиз — обеденный, чайный или кофейный. Его стремилась иметь каждая советская семья. Сервиз считался подарком, который всегда уместен, их покупали в складчину на свадьбу для молодых или на юбилеи коллегам. Наборы стоили дорого, достать их было сложно — нередко посуду приобретали через знакомых. Сервизы хранили под стеклом на видном месте как украшение комнаты, в то время как повседневная посуда стояла на кухне за глухими створками шкафов. Красивую посуду редко использовали в повседневном быту, обычно ее ставили на стол по особым случаям, а случалось, и никогда не доставали из серванта. В среднем в чайный сервиз на шесть персон входило больше десяти предметов: чашки, блюдца, сам чайник, молочник, сахарница. Встречались и более объемные гарнитуры с вазами для фруктов, сухарницами и конфетницами. Чаще всего покупали советские сервизы, одним из главных производителей был Дулевский завод в Подмосковье. После войны здесь выпускали художественный фарфор — ценные расписные гарнитуры и повседневную посуду из более дешевого фаянса. Главный художник фабрики Дулево Петр Леонов ориентировался на народные орнаменты и фольклорные мотивы. В 1950-х в росписи преобладали насыщенные оранжево-красные, зеленые и синие оттенки. Дулевский фарфор того времени называли ситцевым: яркий декор напоминал узоры на ткани. А в конце десятилетия в росписи появились мягкие пастельные оттенки. Во многих домах — и состоятельных, и небогатых — стоял популярный сервиз «Сирень»: тонкий цветочный рисунок на светлом фоне с позолотой. Статусный хрусталь
Хрусталем называют предметы из особого стекла с оксидами металлов — свинца, бария или других, которые придают материалу пластичность, а изделиям прозрачность и кристальный блеск. Мастера работают с хрусталем как с драгоценными камнями: гравируют, шлифуют, выполняют огранку. Сверкающие предметы своими гранями напоминают одноименный минерал. Иметь хрустальные предметы интерьера и посуду в Советском Союзе считалось престижным. Их хранили на видном месте, в серванте под стеклом, рядом с фарфоровыми сервизами, а доставали лишь по особым случаям. Чистили хрусталь даже чаще, чем им пользовались: следовало промывать посуду специальными составами непременно в теплой воде: от горячей материал терял прозрачность. А для особого блеска его затем ополаскивали водой с уксусом. На советских заводах выпускали хрустальные бокалы и стаканы, салатники и вазы, графины и кувшины, икорницы и селедочницы, конфетницы и блюда для фруктов. Резчики украшали изделия алмазными гранями — так называют особое трехгранное сечение. Узоры складывались из разных форм — «медальонов», «звезд», «четырехугольников», «чешуек» и других. Кроме бесцветного хрусталя производили и цветной. Разные металлы и их оксиды окрашивали посуду в разные оттенки: золото придавало красный цвет, кобальт — синий, марганец — фиолетовый. Фарфоровые статуэтки
Фарфоровые статуэтки выходили большими тиражами и стоили недорого. Скульпторы создавали композиции на понятные массовому покупателю темы: детство, герои сказок и литературы, известные личности. Одна из самых популярных статуэток — «Юный Пушкин» — вышла в конце 1940-х на Ленинградском фарфоровом заводе (ЛФЗ, сейчас — Императорский фарфоровый завод). Фигуру Пушкина, который сидит за круглым столом с пером и бумагой, выполнили из белого глазурованного фарфора, а отдельные детали покрыли тонкими линиями позолоты. Еще одна популярная статуэтка — «Мальчик с собакой» — вышла на Ленинградском заводе в начале 1950-х. Ее создала скульптор Галина Столбова, она разработала целую серию «Счастливое детство» с пионерами, школьниками, юными спортсменами и играющими малышами. Еще Ленинградский фарфоровый завод выпускал театральные статуэтки. Скульптор Анатолий Киселев создал серию по мотивам оперы «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева и фигурки к балету «Петрушка» Игоря Стравинского. Встречались образы известных артистов, например «Танцовщик Михаил Фокин в балете «Жар-птица» и «Балерина Уланова в концертном номере «Умирающий лебедь». В 1957 году в СССР запустили первый искусственный спутник Земли, с этого события началась космическая эра, в том числе и в фарфоре. В комнатах советских граждан появились маленькие фигурки ракет и космонавтов, бюсты Юрия Гагарина и Германа Титова. Дмитровский фарфоровый завод выпустил статуэтку «Белка и Стрелка» в честь первых животных, покинувших пределы Земли. Другая популярная композиция из фарфора, «Ракета. Спутник», представляла собой стилизованный космический корабль.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев