Основной задачей советской экономики с централизованным планированием было выделение ресурсов для производства требуемого ассортимента товаров и услуг. Каждый год устанавливались определённые целевые значения выхода продукции. Вооружённые расчётными значениями доступных входящих ресурсов, центральные чиновники использовали балансовые ведомости для установки планов каждого завода и фабрики, указывая точное количество товарно-сырьевых ресурсов, которое должен получить каждый завод, и количество выходной продукции, которое она должна произвести. Вплоть до 1960-х годов всё это всегда выполнялось при помощи ручных расчётов. Так как существовало сотни тысяч ресурсов, а цепочки поставок имели множество ступеней зависимостей, было невозможно вычислить полные балансовые ведомости для всей экономики. Поэтому чиновники решили внести некоторые упрощающие допущения. В результате таких упрощений распределение ресурсов превратилось в кошмар. Ниже представлены примеры некоторых из таких упрощений и их последствия.
Снижение размерности при помощи устранения переменных. Поскольку приходилось отслеживать слишком много товарно-сырьевых ресурсов, чиновники часто ограничивали свой анализ 10 тысячами наиболее важных в экономике товаров. Но после планирования производства этих товаров часто возникала скрытая нехватка товаров, производство которых не планировалось централизованно, однако они при этом использовались как ресурсы для изготовления одного из 10 тысяч запланированных продуктов. Заводы, зависящие от этих товаров, часто простаивали месяцами, ожидая завершения дефицита.
Снижение размерности при помощи обобщения. Очевидно, что сортамент стальных труб состоит из тысяч различных типов. Они могут иметь различные длины, формы и состав. Чтобы снизить размерность задачи, чиновники вместо использования подробной схемы классификации часто отслеживали в моделях только общий тоннаж нескольких широких классов стальных труб. Хотя их модели успешно балансировали тоннаж труб для широких категорий (выход продукции в тоннах трубопрокатных заводов соответствовал тоннажу входящих ресурсов для заводов, где использовались эти трубы), существовали постоянные излишки определённых типов труб и дефицит других определённых типов труб. В частности, поскольку в качестве метрики использовался тоннаж, у трубопрокатных заводов был огромный стимул производить простые в изготовлении трубы большого диаметра. В результате этого существовал постоянный дефицит тонких труб.
Распространение корректировок только на несколько степеней назад. Допустим, при подсчёте баланса чиновники поняли, что им необходимо повысить выпуск одного товара. Если они его увеличат, то также потребуется увеличить целевые значения выпуска товаров, являющихся ресурсами для производства этого товара. Но если они сделают это, им также потребуется увеличить выпуск товаров, используемых как ресурсы для этих товаров, и так далее! Для этого при каждой корректировке требовался безумный объём дополнительных ручных вычислений. Чтобы упростить процесс, чиновники обычно вносили корректировки в значения для поставщиков первого порядка, не внося необходимых корректировок в планы для поставщиков поставщиков. Разумеется, это приводило к критической нехватке товарно-сырьевых ресурсов, что опять-таки вело к простоям фабрик и заводов.
Если бы даже чиновники смогли провести калькуляции правильно, чего они сделать не могли, их попытки распределения ресурсов всё равно были бы далеки от оптимальных. Например, в металлургии некоторые заводы лучше справлялись с изготовлением некоторых типов труб, а другие лучше производили другие типы труб. Так как существовали тысячи разных заводов и типов труб, было сложно выбрать наиболее оптимальный способ распределения ресурсов и задания показателей выхода продукции, потому что не было непосредственно очевидно какие заводы нужно расширять, а какие закрывать.
Оптимизации цепи поставок
В конце 1960-х годов группа экономистов и компьютерных учёных, названных «оптимальными планировщиками», начала движение к более оптимальной реализации процессов. Эта группа заявила, что изобретённая Леонидом Канторовичем методика под названием «линейное программирование» способна оптимально решать проблемы с системой снабжения. Как минимум, благодаря компьютеризации процесса можно будет выполнять более подробные вычисления, чем подсчёты вручную, и с меньшим снижением размерности. Но важнее то, что линейное программирование позволяло оптимизировать произвольные целевые функции с учётом определённых ограничений. В случае цепи поставок оно показывало, как эффективно распределять ресурсы, определять эффективные заводы, которые должны получать больше входящих ресурсов, и неэффективные заводы, которые нужно закрыть.
В этой задаче оптимальные планировщики добились некоторого успеха. Например, в металлургии примерно 60 тысячам потребителей требовалось 10 тысяч различных типов продуктов, изготовленных 500 производителями. Производители были неодинаково эффективны в своём производстве. Некоторые производители были эффективны в изготовлении некоторых стальных изделий, но менее эффективны в другой стальной продукции → https://habr.com/ru/company/vdsina/blog/528558/ P.S. Небольшой кейс. Клуб директоров привлек 8 заявок на услуги рекламного агентства из Москвы. Хотите попробовать КД как инструмент получения заявок на ваши услуги? Не обязательно агентства, мы работаем с любыми сложными услугами (которые не продаются в лоб) → https://dirclub.ru/reklama/ (Илья Рабченок)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев