Михаил Вишневский, основатель грибной аптеки https://fungiline.ru с комментом о ситуации на маркетплейсах
Лекарственными грибами и БАДами из них я занимаюсь более 15 лет, а на маркетплейсы мы вышли 5 лет назад (смотрите наши товары https://www.wildberries.ru/catalog/0/search.aspx?search=fungiline ), и это большое счастье, сейчас бы я туда вообще не полез.
Раньше, до 2025 года, Wilberries забирал 25% оборота, Озон 35, и это было на уровне хороших оффлайн-точек, которые так примерно и работают.
Но сейчас Озон и WB съедают 55-60%, и это уже соответствует убыточным точкам, которые мы закрываем. Но мы на маркетплейсах уже давно, и умеем с ними работать и нас прилично знаю и реклама нам не нужна.
А если компании-продавцу нужна раскрутка и реклама, или она невнимательно следит за их «ручками» и пропускает катастрофические «акции», то продавец теряет до 90% заработанного.
Поэтому я прогнозирую или резкий рост цен на БАДы на маркетплейсах, или что там останется самая дешевая китайская перефасовка.
Компании, которые дорожат репутацией, там могут остаться в виде обычных или «народных» линеек, со средней или минимальной себестоимостью.
Вот я сейчас запустил линейку Premium, в которую, например, входит китайский кордицепс. Он в рознице стоит 150 тысяч рублей за 10 г. В два раза дороже золота в своем весе, даже по нынешним ценам.
Понятно, его не будет на маркетплейсах, потому что там просто не хватит маржи, несмотря на высокую цену, там прибыль не больше 20%.
Я не затем летал за ним на высоту 5000 м+, оплачивал экспедицию, вертолет и шерпов, и платил все затаможки и растаможки чтобы Татьяна Ким построила себе очередной склад в Хабаровске.
У меня жена до сих пор лечит спину после этой экспедиции, между прочим. И линейку Premium мы выставим только на своем сайте и офлайн-точках.
Я вижу, что многие компании вообще ушли с WB в свои сети распространения, и мы этот вариант тоже рассматриваем, но пока держим там основные линейки.
В ближайшие 5 лет я ожидаю выход крупных китайских игроков без посредников на эти рынки. Они уже и так предлагают российским партнерам СТМ под любой каприз – от цельного продукта до заполненных капсул и даже готовых обклеенных банок.
Правда, очень большой вопрос, что будет в этих самых капсулах, потому что, цензурно говоря, обмануть «белого варвара» в китайском кодексе чести это не грех, а доблесть. И подавляющее большинство и них постарается уронить качество, если не сразу, то через год-два и послать вам опилки с мелом пополам вместо действующих веществ.
Поэтому мы, например, вообще не связываемся с любой китайской измельченной продукцией и предпочитаем использовать российские дикоросы. Из российских же наших коллег останутся только крупные игроки, имеющие свои сети (Эвалар, Солгар, Fungiline), и совсем нишевые торговцы «алтайской» продукцией, что живут в избе и готовы на минимальную прибыль.
Или новички, которые не умеют считать и будут приходить на маркетплейсы, чтобы разориться.
Всю прочую, и так с трудом выживающую на маркетплейсах мелочевку и середняк, особенно в связи с обязательной регистраций на любую капсулированную продукцию сертификата БАД и Честного Знака ожидает незавидная участь. Это если не случится еще более футуристический сценарий с СССР 2.0, и у нас появится новый РОСБАДПРОДТОРГ под госуправлением.
*По данным DSM Group, в 2024 году доля маркетплейсов (Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, «Магнит Маркет») в продажах БАД в России составила 23% от общего объёма реализации, остальной объем реализовался через аптечные сети или магазины производителей и мультибреновые оффлайн-магазины БАД и спортивного питания.
** По данным RNC Pharma, за январь—сентябрь 2025 года продажи БАДов на маркетплейсах выросли в деньгах на 37%, в аптеках — на 13%. В натуральном выражении аптеки показали снижение на 5%, в то время как маркетплейсы прибавили 12%.
P. S. Контакт Михаила для связи: t.me/mikhail_vishnevskiy
Реклама. ИП Александрова Е.А., ИНН: 774309287430, erid: 2VtzqxUVZJH