Май 1974 года, ВК Илья Яковлевич Кобленц.
Конец мая тяжёлое время для санно-тракторных походов по ледовому припаю Обь-Енисейского района. (мой пост из ФБ).
Зимне-весенняя экспедиция 1974 года по промеру со льда г/о № 2 в Гыданском заливе и Обской губе была во всех отношениях напряжённая – погода тёплая, техника постоянно ломалась, план «вытягивали» с большим трудом и вдобавок утопили один из тракторов «Т-100». Наконец настало время возвращаться в Диксон. Начальник отряда заказал два рейса самолёта Ан-2 на лыжах для вывоза двадцати человек, а мне поручил перегонять в Диксон СТП из двух сцепов по самому короткому маршруту. Этим морским маршрутом мы перегоняли два «ГАЗ -47» в отряд из Диксона к началу полевого сезона. Сложность его заключалось в том, что из трёхсот километров пути нужно было 250 км пройти по ледовому припаю Гыданского и Енисейского заливов. 22 мая двумя рейсами были вывезены все двадцать человек, я со своей командой запланировал выход рано утром 23 мая. В пять утра на вездеходе «ГАЗ-47» с Гришей Гамзой вышли из лагеря, оставленного «летовать» на мысе Северо-Восточный острова Шокальского, изыскивать трассу. Второй вездеход с механиками должен был идти с тракторами и помогать трактористам. Дал команду тракторам выходить в семь утра и идти «след в след» по пробитому нами следу. Снег полностью отдал, и вездеход шёл на первой – второй передачах. Около десяти часов утра трактора догнали нас в пятнадцати километрах от лагеря. Пошли вместе. Через несколько километров у одного из тракторов выходит из строя фрикцион, и он становится «неуправляемым». Принимаем решение оба сцепа объединить в один, поставив исправный трактор первым, а неуправляемый вторым. Ещё часа три двигаемся, проходим около 15 - 18 км. Вдруг сцеп резко останавливается и выясняется, что у первого трактора заклинило «бортовую». СТП больше двигаться не может! Собираю «совет», на котором принимаем решение на вездеходе идти в лагерь, заводить последний оставшийся на ходу трактор, всё хозяйство перетаскивать назад, ставить на брёвна и оставлять на «летовку», а для нас просить самолёт. Когда этот план был доложен руководству, его одобрили. Несмотря на то, что ледовый аэродром в бухте «Аэродромной» закрывался начальнику гидробазы удалось договориться сделать ещё один рейс Ан-2 на о. Шокальского 26 мая 1974 года. Когда загрузились в самолёт с минимумом вещей, то взлететь по «раскисшей» тундры он не смог. Тогда командир разворачивает самолёт в сторону берегового обрыва, даёт команду: «Всем к кабине!», разгоняется и прямо с обрыва начинает полёт! Посадку на ледовый аэродром экипаж сделал не менее эффектной – сели поперёк полосы, при штормовом ветре и минимальной видимости…
P-S. В нынешнюю климатическую эпоху таким маршрутом не позволит пройти ледовая обстановка.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев