Ангрбода как мать фигурирует в скандинавских мифах под своим собственным именем. Однако в некоторых сюжетах она присутствует и ипостасях девы и старухи — под именами Гулльвейг-Хейд и Хюррокин соответственно. Не исключено, что этой триипостасностью объясняется одно важное событие в известной нам истории Гулльвейг.
Под именем Гулльвейг Ангрбода приходит в Асгард в своем девичьем облике и становится служанкой Фрейи, но в душе по-прежнему хранит верность йотунам. Войдя в доверие Фрейи, она становится посланницей этой богини ванов и много странствует с ее поручениями по всем девяти мирам в обличье вороны, под именами Льёд или Гна. В конце концов, она добивается своего и выманивает Фрейю из Асгарда, но асы разоблачают ее и, вдобавок, винят за приверженность злому колдовству. Тор, заклятый враг Темной Богини, отправляется на поиски Гулльвейг и возвращает ее в Асгард. Асы складывают большой костер, бросают Ангрбоду-Гулльвейг в огонь и пронзают ее копьями. Но, сгорев дотла, она восстает из пепла сияющей и невредимой, подобно фениксу. Асы снова пытаются сжечь ее, но тщетно; безуспешной остается и третья попытка.
На третий раз Локи забирает опаленное сердце Ангрбоды и проглатывает его, принимая в себя сущность своей возлюбленной; после этого, согласно «Краткому прорицанию вёльвы», он приобрел способность вынашивать и рождать детей. Не преуспев в своих попытках убить Ангрбоду, асы дали ей второе имя — Хейд, что значит «сверкающая» или «блестящая». Кроме того, Хейд — это одно из имен Хелы; и под тем же именем Ангрбода выступает в образе провидицы в «Прорицании вёльвы».
Как мать Герд, жены Фрейра, Ангрбода-Гулльвейг находилась под покровительством ванов, и попытки асов ее уничтожить были расценены как нападение на ванов. Асы отказались выплатить ванам виру — пеню за убийство родича, и так началась первая война между двумя этими родами богов. Ангробда достигла еще одной из своих целей — посеять между богами вражду.
Фрейя Асвинн предполагает, что тройное сожжение Гулльвейг повлекло за собой рождение трех норн — Урд, Верданди и Скульд. С архетипической точки зрения, это вполне правдоподобно: норн действительно можно рассматривать как дочерей великой темной богини Вирда. Однако эта гипотеза противоречит последовательности мифологических событий, подталкивая к выводу, что до сожжения Гулльвейг норн не существовало. Между тем, в других мифах прямо утверждается, что три норны ткали полотно Вирда от начала времен и возникли задолго до асов и ванов. Самое большее, что можно предположить в данном отношении, — что норны олицетворяют память о тех временах, когда богиня Вирда была всемогущей богиней жизни, смерти и возрождения. Троекратное сожжение Гулльвейг уместнее рассматривать как намек на три основные ипостаси Темной богини: мать-Ангрбоду, деву-Гулльвейг и старуху-Хюррокин
Следующее явление Ангрбоды среди асов — результат судьбоносных действий ее возлюбленного Локи. После смерти Бальдра боги возложили его на погребальную ладью Хрингхорни, но из-за обилия дров и заупокойных даров ладья оказалась слишком тяжелой, и спустить ее на воду не удавалось. Тогда асы стали искать кого-нибудь достаточно сильного, кто смог бы ее столкнуть, и решили обратиться за помощью к Ангрбоде, которой славилась своей мощью на все девять миров. Как силу могучего восточного ветра, несущего корабли на запад, в гибельные морские владения Ран или Эгира (Эгир — одно из имен Гюмира, «скрывающего», супруга Ангрбоды, который, подобно морю, надежно хранит любые вверенные ему тайны), Ангрбода носит имя Хюррокин, и именно Хюррокин смогла спустить на воду погребальную ладью Бальдра. Она явилась к асам верхом на гигантском волке, а удилами ей служили две живые змеи. Выслушав просьбу асов, Хюррокин согласилась помочь, но при условии, что боги придержат ее скакуна. Один поручил держать волка четырем своим воинам, но те не справились, и Хюррокин, насмехаясь над ними, во мгновение ока посадила своего волка на привязь. Затем она налегла плечом на ладью Бальдра и столкнула ее в море с такой силой, что из-под корабля полыхнуло огнем, а небо и земля содрогнулись. Тор при виде этого разъярился и схватился за молот, но остальные асы удержали его, не дав своему фрейдистски озабоченному сородичу окончательно потерять лицо.
Образ, в котором Хюррокин предстает перед асами, исключительно характерен для рёкков. Великанша едет верхом на огромном волке — йотунском символе мужского начала, управляя им при помощи змей — женского символа рёкков. При этом она настолько очевидно превосходит силой и асов, и ванов, что даже сказители, выступавшие на стороне асов, не смогли этого скрыть. Очевидна также и ее связь с Хелой: спуская на воду Хрингхорни, она выступает в роли психопомпа, провожающего Бальдра в мир мертвых, Хельхейм. Похороны Бальдра — один из многих эпизодов, в которых различия между темными богинями стираются и все они сливаются в единый образ. Но Хела действительно во многом похожа на свою мать: обе они предпочитают являться в образах дев и старух, обе связаны с именем Хейд и обе обитают в подземном мире.
Ангрбода, вступившая в любовную связь Локи исключительно в целях исполнения вирда (так же, как и он с ней), была замужем за великаном Гюмиром, от которого родила прекрасную дочь Герд. Впоследствии Герд стала женой Фрейра и тем самым помогла рёккам получить судьбоносный Меч Победы. Кроме того, от своего собственного сына, волка Фенрира, Ангрбода родила солнечного и лунного волков — Скёля и Хати. В ожидании Рагнарёка Ангрбода вернулась в Железный Лес, где кормит своих кровожадных сыновей человеческой кровью:
Сидела старуха
в Железном Лесу
и породила там
Фенрира род;
из этого рода
станет один
мерзостный тролль
похитителем солнца.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев