Хотя образ Мирового древа характерен практически для всех культур древнего мира, включая библейское древо.
Ясень Иггдрасиль соединяет мир богов, материальный мир живых облаченных плотью существ и мир мертвых.
Корни дерева уходят в мир мертвых, где их постоянно подтачивают змеи и дракон. Три корня питают древо из трех источников: медовый источник великана Мимира, который дает жизненную силу всему сущему.
Источник судьбы Урд – место обитания норн Урд, Верданди и Скульд. Норны определяют судьбы и отвечают за начало, развитие и задачи всех живых существ. Естественно, что именно они и вырезали первые руны – для всего мира. Норны рангом ниже даются каждому живому существу и определяют его судьбу.
В центре мироздания находится Мидгаргд – наш физический, проявленный мир. Отождествляется с руной Йер и обозначает «среднее овеществленное пространство», обитаемая человеком часть мира на Земле. Это мир, в котором происходит действие и трансформации. Рождение и смерть, посев и сбор урожая, накопление житейского и духовного опыта. Он нужен для того, чтобы все процессы мироздания происходили в принципе. В то же время это место активных действий, работы и испытаний.
Над Мидгардом расположен мир Льоссальхейм. Это мир высших духов живой природы – мир эльфов и альвов (духи плодородия), мир стихий, природных божеств, мудрых, могучих и нейтральных. Они владеют силами природы и обеспечивают жизнь человека свежей водой, плодородной почвой, богатым урожаем, попутным ветром и солнечным светом.
Требуют уважения к себе, воспитывают в человеке трудолюбие, уважение к природе и окружающему миру. Духи этого мира охотно принимают мирные подношения и помогают людям, и дают им силы и подсказки.
На вершине Мирового древа находится Асгард – город богов. Руна Гебо. В Асгарде живут асы – боги – во главе с Одином, который пребывает там в своем великолепии. В Вальхалле, его дворце, не прекращается пир, на который приглашены души воинов, достойно прошедших свой путь и правильно похороненных.
Асгард – это награда, воздаяние, победа.
Ниже Мидгарда расположен Свартальхейм – царство гномов. Ключевая руна Эйваз – руна обороны и преодоления препятствий.
Это мир ценностей в самом широком понимании. Там куется металл, рождается золото и все, из чего состоит твердь. Это символ алхимии вещества и духа. Существа этого мира любят ценные подарки. Они учат людей ремеслам, дают богатство, здравомыслие и состоятельность.
Корни Мирового древа уходят в мир Хель, который обозначается как мир праха.
Из него должна возродиться новая жизнь. Обозначается руной Хагалаз.
Это неизбежное разрушение отжившего, забвение и принятие перерождения, время воздаяния за ошибки. Потери, беды, неприятности, связанные с приходом этих энергий непременно закончатся, и человеку будет дана возможность нового шанса, нового этапа, это могучая энергия дарована для облегчения прохождения жизненного пути.
По четырем сторонам света от Мидгарда находятся четыре мира: Муспельхейм, Нифельхейм, Ванахейм и Йотунхейм.
Муспельхейм – обитель огня. Мифические существа, живущие в этом мире, назывались турсами, или ётунами. Это великаны, с помощью которых асы создавали Мидгард. В других мифологиях их можно соотнести с титанами, которые даже жили в Мидгарде когда-то. Они не считают асов выше себя и периодически воюют с ними. Они дали людям огонь, язык и многие тайные знания.
Ключевая руна Муспельхейма – Дагаз. Это руна обозначает вступление в новый цикл и является руной исполнения желаний. Они могут служить людям, исполнять желания, давать способности. Но они хитры и сами используют людей, поэтому асы часто защищают Мидгард от них.
В мифологии это отображено как противостояние древних исполинов и асов. Возможно, они жили еще до асов, ведь дед Одина, Бельтрон, сам был великаном.
Турсы и йотуны охотятся за древними артефактами, которые дают людям и асам власть над ними. Они считают, что все это украдено у них. Не без основания, очевидно. Священный мед, молот Тор, молодильные яблоки Идунн – эти волшебные предметы они желают получить обратно.
Напротив по оси располагается Нифельхейм, что означает буквально «обитель туманов». Его руна – Иса. Это противоположность огня – лед и остановка жизни, консервация, отсутствие желаний.
Там обитают странные существа, которые ничего не делают, но останавливают каждое действие. Согласитесь, иногда это необходимо.
В то же время это силы сохранения в неподвижном состоянии. Это вовсе и не смерть, а просто остановка и сохранение. Живет же семя под снегом до весны.
Следующим миром является Ванахейм. Это мир ванов, богов плодородия, его руной является Ингуз. Между асами и ваннами возникла война, поводом которой послужила злая колдунья Хейд, которая причинила немало неприятностей асам и людям. Асы забили ее копьями и трижды сжигали. Война закончилась миром и обменом заложниками. Асы взяли у ванов Ньёрда и Фрейра, а ванны – асов Хёнира и Мимира.
Отсюда мы видим, что ваны не уступают по могуществу асам, но существуют сами по себе и не особенно нуждаются в людях. Они обладают жизненной силой и иногда могут ей поделиться.
Фрейр, один из заложников, – бог изобилия, удовольствия, накопления опыта, жизненной силы. Сила завершить задуманное, сила созидания. То, чего хотят ваны, – это благодарность и признание. Ваны ревнивы и тщеславны, но щедры и активны. Они могут наделить талантами в самых разных областях, особенно в науках и искусстве, дают удачу в игре, чтобы испытать человека. Так же могут все и забрать, если человек не ценит их помощь.
Следующим миром является Йотунхейм – обитель гигантов, наделенных огромной физической силой. Руна Наутиз ассоциируется с воином, который защищает свой дом. Создание и защита семьи, любовь, активные действия – вот чему у них учились люди. Обитатели этого мира могут помочь в обретении любви, создании семьи и ее благополучии. Они помогут построить дом и воспитывать детей. Они дадут путь испытаний и труда, который будет вознагражден.
Мировое древо соединяет все миры и времена. Оно является прообразом циклов рождения, жизни и смерти. Согласно мифологии древних скандинавов, души еще не рожденных детей и праведные души предков обитают в ветвях этого древа, точнее в мире богов той части или ветви древа, которая питает конкретный род.
Так, на уровне явного мира (Мидгарда) ветви сплетаются, срастаются, дают побеги и устремляются в небо.
Множество мифологических существ населяют дерево: в его кроне живет орел, между глаз у которого сидит ястреб. Орел и дракон, который грызет корни дерева, постоянно перебраниваются, и белка Грызозуб переносит их ругательства вверх и вниз по стволу. Четыре волшебных оленя питаются листвой дерева, ствол также точат различные паразиты.
Норны должны заботиться о дереве: каждый день они поливают его водой источника Урд вместе с грязью, что покрывает берега источника и удобряют дерево.
Живая вода источника делает Мировое древо вечнозеленым. Волшебная роса, стекающая с листьев Иггдрасиля, дает пищу и исцеление.
У дерева в источнике плавают лебеди, от которых происходят валькирии – могущественные и прекрасные девы-воительницы Одина (которые иногда отмечали своим вниманием человеческих сыновей). Вспоминаем царевну-Лебедь, Ладу, Афину…
Именно у Иггдрасиля собираются боги, чтобы держать совет и вершить суд, а Один привязывает к его стволу своего восьминогого коня Слейпера.
На вершине ясеня – в Асгарде, находится Вальхалла, где правит Один в своем истинном великолепии. Он пирует вместе с павшими в бою воинами и предками, прожившими жизнь не зря. Огромный жбан хмельного меда всегда полон, потому что его дает коза Хейдрун, которая на крыше Вальхаллы щиплет самые верхние листья древа. Рядом с козой щиплет листья олень Эйктюрнир, и с его рогов стекает влага, которая наполняет поток Кипящий Котел. Кипящий Котел наполняет земные реки.
Мировой змей, который опоясывает весь мир, Ёрмунганд – Змей Мидгарда, или Пояс мира, имеет и другое название – «великий посох».
Мы видим, насколько близка метафизическиая космология различных народов. Структура живого структурированного мира сводится к аналогии с деревом. Однако образ этот не предполагает единственность этого понятия. Дереву уподобляется и род человека. С предвечным деревом ассоциируется священный олень, который был таковым образом до сотворения мира, а также роща золотых деревьев в Асгарде, которая росла у покоев Одина как прообраз начала новых неведомых молодых миров.
В славянской мифологии также присутствует Мировое древо; сохранились обряды и ритуалы, которые символизируют подчинение всего в мире этому образу. Например, посадка деревца на месте погребения, а также на месте постройки дома. Эти действия направляли процесс продолжения пути души, а также процесс становления семьи, рода по пути естественного развития всего в мире.
Какое отношение к этому имеют руны?
Самое прямое.
Когда человек обращается к существам, которые обитают в мире, невидимом ему, необходим некий способ общения с ним. Как найти этот способ? Ведь очевидно, что должно быть нечто, происходящее из этого невидимого, но определяющего нашу жизнь мира. Согласно верованиям древних, принеся жертву и приобщившись к этому миру, можно познать некий способ общения с вершителями судеб.
Виктор Венгард
Большая книга Рун.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев